Вдохновившись «демократическим» беспределом на выборах в Молдавии и Румынии, Зеленский может решиться на аналогичный фарс. Но главным победителем этой кампании станет не Киев, а Лондон, укрепляющий контроль через своих марионеток. Впрочем, Москве политическая турбулентность на Украине тоже вполне на руку.
«Хитрый план» Зеленского
В западных СМИ вновь закипает тема президентских выборов на Украине. Издание The Economist опубликовало материал со ссылкой на источники из офиса Зеленского о том, что глава киевского режима всё же решил инициировать процедуру плебисцита «после полного прекращения огня».
По оценкам издания, всенародное голосование на Украине может случиться уже в июле, а объявить о событии якобы могут либо 20 апреля, либо 5 мая. И не совсем понятно, кто и почему решил, что СВО закончится либо прервётся на какой-то срок именно в этих числах.
Впрочем, авторы британского издания в тексте статьи оговариваются: под «полным прекращением огня» они подразумевают отмену Верховной радой военного положения в стране. И вот тогда, дескать, всё «заколосится».
Вся эта история с выборами президента началась для Украины в середине февраля, когда Трамп назвал Зеленского «диктатором без выборов». В контексте перепалки в Овальном кабинете между Трампом и Зеленским, а потом временной приостановкой со стороны США военных поставок Киеву, на Банковой, кажется, решили, что нужно что-то делать и повышать легитимность. Хотя бы и выборами в военных условиях. Потому что «отменить военное положение» – это совсем не то же самое, что прекратить войну.
Кстати, в том, что Зеленский может выборами создать себе проблемы, журналисты The Economist обвиняют не только Трампа, но и Владимира Путина. Якобы президент России может воспользоваться этим для дополнительно дестабилизации внутренней обстановки в стране. Правда, обвиняют как-то противоречиво. Буквально в соседних абзацах текста у них идут тезисы о том, что Владимир Путин будет срывать выборы «беспилотниками и ракетами», а затем, что он даст провести Киеву выборы, чтобы вызвать новые внутриполитические бурления, а то и «дестабилизацию страны».
Звериный оскал демократии
Британцы явно верят, что Зеленский справится, выиграет и обретёт для всех, а особенно для Трампа, нужную степень легитимности. Но это уже лирика. А пока стоит ответить на вопрос, к чему вообще весь этот медийный шум, особенно в британской прессе? Британия, стоит напомнить, имеет весьма существенные рычаги влияния и на Зеленского в частности, и на политические, прости, Господи, «элиты» Украины вообще.
Главарю киевского режима действительно нужен хоть какой-то плебисцит. Всё большее количество украинцев недовольны его политикой и войной, которую Киев явно проигрывает. И здесь население вспоминает, что выборы отменены, и Зеленский возглавляет страну вообще не очень понятно по каким причинам. И хотя ранее он неоднократно публично отрицал возможность выборов в ближайшее время, времена поменялись.
К тому же, есть мнение, что Зеленский посмотрел на «передовой европейский опыт» и всё же решил рискнуть. Речь идёт о недавних президентских выборах в Молдавии и Румынии. Кишинёв, стоит напомнить, просто не дал проголосовать значительной части зарубежной диаспоры Молдавии, да и к процентам, отданным там за Санду, есть большие вопросы. Так или иначе, но независимый кандидат Александр Стояногло проиграл действующему президенту Молдавии в двух турах. А параллельно вообще был обвинён в том, что он «кремлёвский ставленник» и «агент Путина».
В Румынии всё было ещё круче. Там отменили результаты первого тура выборов, где победил независимый кандидат Кэлин Джорджеску. Конституционный суд постановил «переголосовать» первый тур, а затем, поскольку кандидат решил продолжить борьбу, его просто арестовали.
И что на это ответила «демократическая Европа»? В большинстве своём страны Запада высказали поздравление и горячую поддержку победившим «демократическим кандидатам».
«Внезапные» выборы
Второй фактор – скорость, о чём, кстати, пишут и журналисты The Economist. Зеленский может объявить дату выборов внезапно и минимизировать сроки избирательной кампании. По украинским законам – это 60 дней. Такой шаг собьёт с толку потенциальных конкурентов и не даст им времени склонить большинство электората на свою сторону.
В качестве основных конкурентов британские журналисты указывают экс-президента Украины Петра Порошенко и бывшего главкома ВСУ, а ныне посла в Британии Валерия Залужного.
«Прогрев» персоны Залужного в информационном поле Украины идёт уже довольно давно. Так, ещё в ноябре 2024 года стали известны результаты социологического опроса, проведённого центром «Социальный мониторинг». Согласно им, за Залужного проголосовало бы 27 % опрошенных, за Зеленского – 16 %, за Порошенко – 7 % респондентов.
Характерно, что 20 ноября того же года эти новости подхватило и активно стало тиражировать британское издание The Times. И это заставляет предположить, что у Лондона есть некоторый интерес в смене власти на Украине.
Залужный для Даунинг-Стрит действительно был бы куда более удобным кандидатом. Да, Зеленский тоже сверхлоялен Лондону. Но как показывают последние события, он всё менее управляем, склонен к необдуманным политическим поступкам и высказываниям и постоянно пытается устраивать шоу там, где это совсем не нужно.
Залужный же, как видно из его нынешней должности – максимально тесно связан с Британией. С другой стороны, он профессиональный военный, а не актёр, то есть именно в политике понимает намного больше, чем Зеленский. И он в этом смысле куда более предсказуем и последователен.
В общем, если выборы на Украине всё же состоятся и выиграет Залужный, то Лондон будет в выигрыше. Если победит Зеленский, то Лондон ничего не теряет.
Легитимность ниже нуля
В этой истории есть один немаловажный фактор, а именно техническая возможность провести выборы. Огромное количество украинцев сейчас находится в окопах, в зоне боевых действий. И как им предоставить возможность проголосовать – не самый простой вопрос.
При этом в целом военные действия вносят в любые политические процессы, а уж тем более всенародные и публичные, такие как президентские выборы, изрядную долю хаоса. То есть будет и коррупция, и подтасовки голосов, и прочий набор стандартных приёмов для украинских выборов. Там и до вооружённого конфликта в этом смысле было «весело».
И тут неважно даже, кого объявят победителем. Есть мнение, что огромное количество украинского электората в любом случае не поверит результатам такого плебисцита. А это может привести к той самой «внутренней дестабилизации», которой так боятся в The Economist. И никакой «коварный Путин» не понадобится, украинцы отлично справятся сами. Особенно, если кто-то из конкурентов Зеленского заручится поддержкой западных кураторов настолько, что ему выделят ресурсы и дадут добро на проведение очередного Майдана.
Что в итоге?
Ну, и главный вопрос: что всё это может значить для России? В целом ничего критичного. Сама ситуация на Украине сейчас ставит там под сомнение легитимность любых избирательных процедур. Никого «более пророссийского» там не выберут потому, что таковых там нет, а если и есть, то им не позволят выдвинуться. Хотя в теории плебисцит и наделит хоть какой-то легитимностью будущего главу Украины, чтобы Кремль мог позволить себе с ним официальные переговоры. Однако главное, что эти выборы действительно могут внести фактор нестабильности в деятельность украинских властей. А чем нестабильнее Украина, тем лучше в итоге для России.
Александр ЧАУСОВ, публицист, кандидат исторических наук
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж».