80 лет спустя День Победы наглядно показал, что именно раскололо сейчас мир на два лагеря. Пока Россия чествует историю под лозунгом «Никто не забыт», в Киев отправляется «коалиция желающих» не просто переписать прошлое, но и взять реванш в будущем
Праздник не для всех
Празднование Дня Победы в последние годы стало не только историческим событием, но и продолжает обрастать актуально-политическим контекстом. Особенно это касается большинства стран Запада в связи с событиями на Украине.
Юбилей, 80 лет Победы, в этом смысле оказался особенно символичным. Фактически Запад отметил этот праздник так, чтобы «уж точно не вместе с Россией». Сами праздничные церемонии и памятные акции прошли 8 мая, а резонансный визит ряда европейских лидеров в Киев – 10 мая. То есть 9 мая было принципиально оставлено «за скобками».
На этом, впрочем, символика не заканчивается. В Германии, например, то, что празднуется 8 мая, называется «День освобождения». При этом одним из тех, кто 10-го посетил Украину (к политическому режиму которой есть резонные вопросы), был новый канцлер ФРГ Фридрих Мерц. В этом смысле не очень понятно, освобождение от чего именно сейчас отмечают в Германии.
Так или иначе, в СМИ пишут о том, что не обошлись европейские мероприятия, особенно шествия «Бессмертного полка», без украинских провокаций. Потасовкой всё закончилось в Германии, во Франции же в кои-то веки адекватно сработала полиция и выдворила провокаторов с территории.
Но это традиционная часть западных мероприятий, в которую некоторой новизны, оригинальности и «альтернативной истории» добавил Дональд Трамп со своим заявлением о том, что теперь 8 мая станет в США датой окончания Второй мировой и днём проведения «грандиозных мероприятий». При чём тут 8 мая, если Вторая мировая официально закончилась 3 сентября, остаётся только догадываться.
Однако ряд политологов предполагают, что Трамп таким образом хочет переключить общественное внимание на США как на «главного победителя в войне». Отсюда, кстати, и его недавнее заявление о том, что это именно Штаты сыграли решающую роль в победе над нацизмом.
Впрочем, все эти события, скорее, про искажение исторической памяти и ревизионизм. Что же касается актуальной повестки, то всё самое интересное началось 10 мая, когда на границе Польши и Украины в специальный поезд сели президент Франции Эмманюэль Макрон, премьер-министры Великобритании и Польши Кир Стармер и Дональд Туск, соответственно, а также канцлер Германии Фридрих Мерц. Сели и отправились в Киев на внеочередные переговоры «коалиции желающих» с Зеленским.
Ещё до их визита лидерами этих стран и по совместительству «коалиции» было заготовлено совместное заявление с фактическими угрозами в адрес России. В этом документе, например, говорится:
«Мы ясно понимаем, что кровопролитие должно прекратиться, Россия должна прекратить своё незаконное вторжение, а Украина должна иметь возможность процветать как безопасное, надёжное и суверенное государство в пределах своих международно признанных границ для будущих поколений. Мы продолжим увеличивать нашу поддержку Украины. Пока Россия не согласится на длительное прекращение огня, мы будем усиливать давление на военную машину России».
Картина маслом
Вообще, состав приехавших в Киев в эти дни с чисто исторической точки зрения смотрится просто «прекрасно». С Германией в целом понятно всё и сразу. Тут, как говорится, «если нужно объяснять, то не стоит объяснять».
Единственный полноценный союзник СССР в годы Второй мировой из представленных в Киеве государств – это Британия. Которая, впрочем, усилиями Чемберлена развязала Гитлеру руки в плане военного продвижения на Восток. Ну и уже руками Черчилля, а вернее его Фултонской речью, в марте 1946 года начала «холодную войну».
Франция же в тех исторических событиях оперативно капитулировала перед Германией, а если вспомнить правительство Виши, то в целом со стороной Парижа во Второй мировой имеют место быть некоторые вопросы. Равно как и с Польшей, которая до своего раздела активно симпатизировала Рейху. Пилсудский, стоит напомнить, был фанатом решения «еврейского вопроса» и даже предлагал выслать всех немецких и, шире, европейских евреев на Мадагаскар.
Кстати, и в военные годы действия польской Армии Крайовой с опубликованием архивных документов представляются очень сомнительными. Вплоть до непосредственного сотрудничества с некоторыми немецкими военными частями против Красной армии. Кстати, подчинялась эта военизированная структура польскому правительству в изгнании, которое находилось по странному совпадению не где-нибудь, а в Лондоне.
В общем, с точки зрения освободительного запала и борьбы с мировым злом компания в Киев приехала максимально показательная, что называется, картина маслом. И в историческом контексте максимально ясно демонстрирующая, с кем сейчас Россия борется на территории Украины.
А также что в действительности скрывается за громкими заявлениями «коалиции желающих» «продолжать давление на Россию». В основе там даже не пахнет гуманизмом или хотя бы демократией. Есть мнение, что участников объединило традиционное желание убивать русских как можно больше и, желательно, чужими руками.
Особенно показательны в этом смысле слова президента Франции Макрона уже после встречи в Киеве. Глава Пятой Республики, в частности, заявил:
«То, что происходит с Польшей, Германией и Великобританией, является историческим моментом для европейской обороны и увеличением независимости ради нашей безопасности. Очевидно, для Украины и всех нас это новая эра. Это Европа, которая видит себя как державу».
Мир уже видел «Европу как державу». И в 1812-м, и в 1939–1945-м. И, помнится, ни разу ничего хорошего из этого не вышло.
Что в итоге?
Что же касается России, то стоит напомнить, что в параде 9 мая на Красной площади приняли участие лидеры и главы правительств 29 стран со всего мира. Если снова брать историческую символику, то показательно, что в Москву прилетели президент Сербии Александр Вучич и премьер Словакии Роберт Фицо. В расовой теории Третьего рейха «унтерменшами», то есть «недочеловеками», подлежащими тотальному уничтожению, были не только евреи, но ещё и славяне с цыганами. Так что и сербов, и словаков Победа в Великой Отечественной касается самым непосредственным образом. Отсюда, кстати, и предложения Фицо поставить памятник маршалу Коневу.
В этом же контексте можно упомянуть и делегацию из КНР. Китай в своё время «познакомился» с японским расизмом во время Нанкинской резни. Характерно, кстати, что официальный Токио за этот акт геноцида перед Пекином так и не извинился. Зато Япония тоже входит в «коалицию желающих» «помочь» Украине.
Здесь, конечно, можно снова вернуться к актуальным событиям и мировой политике вокруг украинского конфликта, но, кажется, и на уровне вот такого поверхностного исторического символизма становится понятно, кто противостоит России, на каких фронтах и почему гуманитарная битва за память и о Победе, и о Великой Отечественной войне так важна. Не только для России, но и для всей адекватной части мира.
И, напротив, почему очень многим государствам, особенно на Западе, так хочется изменить эту историческую память. И, более того, снова начать разговоры о «единой Европе, которая осознаёт себя как держава».
Александр ЧАУСОВ, публицист, кандидат исторических наук
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж». Читайте нас также ВКонтакте, в и Telegram.