«Мы всегда будем помнить героев „Русской весны“. Тех, кто не смирился в 2014 году с неонацистским государственным переворотом на Украине, всех, кто погиб за право говорить на родном языке, сохранять свою культуру, традиции, веру, за право жить», – эти слова произнёс президент России Владимир Путин на церемонии принятия в состав России четырёх новых регионов. Жители Донбасса, затаив дыхание, следили за этим судьбоносным событием у экранов телевизоров. Неужели нам это удалось? Да, мы смогли!
Точка невозврата
Одиннадцать лет назад «трактористы и шахтёры» Донбасса сказали «нет» фашизму. Оружие в руки взяли практически все, кто только мог. В формирующиеся батальоны вступали прямо на площади Ленина – под ликующие возгласы толпы. Флаги развивались на ветру. Каждый был уверен: мы сделали правильный выбор. Осталось его отстоять.
Люди подходили к ополченцам, жали руки, угощали кто чем мог. Им уступали места в автобусах в знак уважения. На блокпостах пожилые мужчины, несмотря на возраст, бежали и протягивали пачки сигарет – чтобы хоть как-то подбодрить ребят. Показать им: «Донбасс с вами, братцы, весь регион верит в вас!»
«Русская весна» началась стремительно. Хоть и не сразу. Поначалу Донбасс старался не реагировать на безумие Майдана. Но с каждым днём крепло понимание: эта безумная киевская авантюра, поглотившая столицу Украины – по сути своей русский город – закончится масштабным кровопролитием, гражданской войной. Столичные зеваки примкнули к финансируемым Западом головорезам из нацистских бандформирований, даже не осознав, в какую смертельную игру их втянула хунта. В Донбассе же держались до последнего. Вышли на улицы и взялись за оружие, когда уже стало ясно: назад пути нет. Нужно защищать свою землю.
Вот что вспоминает об этом Александр Семёнов, ветеран батальона «Восток». Он чётко помнит те дни:
«В Киеве произошёл государственный переворот. Мы до последнего верили, что конфликт удастся разрешить миром. Я видел: силы, возглавлявшие Майдан, исповедуют неонацистскую идеологию. Для нас это было неприемлемо – не за это гибли наши предки. Мы выходили на митинги, чтобы не допустить здесь того, что творилось в Киеве».
Народная армия
Для Александра волеизъявление Донбасса понятно и логично, это всегда был русский край. На одном из митингов он познакомился с Александром Ходаковским. Вскоре началось формирование батальона «Восток», куда Семёнов сразу записался. Страха не было – было осознание: сейчас нужно сплотиться и отстоять Донбасс. Батальон принял участие в параде 9 мая в Донецке. Да, тот парад был совсем не похож на последующие. Бойцы проехали по главной улице на синих грузовых КАМАЗах – тех самых, что ещё не раз мелькнут в военной хронике. Это же было ополчение, едва вставшее на ноги. Толпа скандировала: «Ура! Молодцы!!!»
«Для жителей Донецка это стало важным символом. Многие тогда впервые убедились: у нас есть сила и техника», – вспоминает ветеран.
Такого же мнения придерживался и покойный Александр Захарченко, ставший позже первым Главой Республики. Спустя годы он скажет: в бой шёл с мыслью, что сражается не только за Донбасс.
«Когда мы вместе с товарищами шли в бой – мы шли в бой за Россию. Мы не считали её каким-то чужим государством. Для нас Россия – это Родина. И это ощущение остаётся до сих пор. Для нас любовь к России – святое чувство. И то, что сегодня наша Родина возрождается, мне, как гражданину, как мужчине, очень радостно видеть. Я горжусь, что являюсь непосредственным участником этого процесса и по мере возможностей помогаю государству, которое люблю, стать сильнее, стать лучше», – вспоминал при жизни Батя, как его называл весь Донбасс.
В регионе с весны 2014 года формировалась настоящая народная армия. Первым об этом заявил тогда председатель временного правительства ДНР, а ныне Глава Республики, Денис Пушилин.
Сначала оружия не было – только палки, биты, щиты. Улицы патрулировали, чтобы сохранять порядок. А уже 12 апреля ополчение взяло Славянск – был оперативно установлен контроль, чем Киев поставили в тупик.
Уже 13 апреля хунта объявила АТО. Украинская армия оказалась не готова к серьёзным боям, и руководство МВД за рекордные сроки создало чудовище – Нацгвардию. Это было варево из внутренних войск, майданных активистов, неонацистов и футбольных ультрас. В нём пытались выковать «новую элиту» Украины.
Начало конца для проекта «Украина»
Ответом стал легендарный референдум 11 мая. Жители региона демонстративно и гордо, по-донецки перечеркнули свою связь с проектом «Украина».
«Эта дата открыла новую страницу в истории шахтёрского края и стала точкой невозврата. Подавляющее большинство высказалось за независимость ДНР. Люди не хотели жить в стране, которая уничтожает героическое прошлое и всё русское в гражданах. Уверен: Донецкая Народная Республика состоялась!» – говорит руководитель фракции «Единой России» в НС ДНР Валерий Скороходов. И напоминает: борьба продолжается. Ещё ждут освобождения Красноармейск, Славянск, Краматорск…
Народная армия Донбасса крепла ударными темпами – словно вслед за трудовыми подвигами шахтёров. Они же стали костяком ополчения. Целый батальон территориальной обороны имени 383 Шахтёрской дивизии был сформирован из горняков.
«В 2014 году на митинги выходили все: учителя, врачи, предприниматели, чиновники, шахтёры – в нашем крае эта профессия особо уважаема, – вспоминает Константин Кузьмин, боец дивизии с первых дней, а ныне Председатель Народного Совета ДНР. Позывной у него, кстати, Шахтёр. – 18 июня 2014 года мы выдвинули Киеву последний ультиматум: отвести войска от Донбасса, прекратить огонь за 48 часов и карательные операции – за 24. Власть нас не услышала. 21 июня на площади Ленина мы присягнули жителям ДНР».
Боевой путь шахтёров начался со взятия в/ч 3004 Нацгвардии Украины в Донецке. Потом была оборона Кировского района, бои за Дебальцево, Шахтёрск, Иловайск, Донецкий аэропорт… С июля 2015 года ополчение закрепилось на линии Александровка – Еленовка – Ясное.
«Моя семья поддержала мой выбор. Конечно, волновались – и до сих пор переживают. Но понимают: я защищаю такие же семьи, как наша. Мой принцип родился не из книг, а из жизни: „Не мы выбираем время, но выбираем, кем в нём быть“. Он пришёл в 2014-м, когда рушился привычный мир. Понял: если не встанешь сам, не сделаешь шаг – никто за тебя не сделает. Этот ориентир помогает и сейчас», – уверен Кузьмин.
Увы, не все города удалось удержать. Особенно больно было за Мариуполь, где даже 9 мая шли бои – украинские боевики пытались «зачистить» город от ополченцев. Тогда им это удалось. И он на годы попал под контроль печально известного «Азова»*. Лишь в 2022-м его освободили союзные силы российской армии и ополчения ДНР.
Тяжёлый «Минск»
Ополчение со временем переформатировалось в Народную милицию ДНР. А украинской армии сломали хребет – Изваринский котёл, Иловайский, блокирование нацистов в Донецком аэропорту, Дебальцевский котёл, Амвросиевский, Еленовский. Все эти операции ДНР, по сути, принудили Украину сесть за стол переговоров.
Соблюдался ли украинскими боевиками Минск? Нет. И это все знают, но не все хотят признавать. Шла окопная война. Долгая, тяжёлая, позиционная. Регулярно нацисты били по городам – Донецку, Горловке. Жертвы среди мирного населения были все эти годы. Не говоря уже о военнослужащих. Если вы спросите ветеранов ополчения об их отношении к «Минску», у всех оно будет разным. Некоторые скажут: надо было додавить. Другие, наоборот, возразят: на тот момент давить было нечем, а ВФУ после котлов всё равно набрались бы сил – и ударили раньше и сильнее. О штурмах крупных городов тогда было говорить преждевременно: сейчас мы уже убедились, что для этого нужно гораздо больше сил, чем было тогда у ополчения.
Всё было не зря
Главная цель достигнута – Донбасс теперь в составе Российской Федерации.
Сегодня столица Республики, как и многие города Донбасса, медленно залечивает тяжёлые раны, нанесённые террористическими обстрелами. Фронт движется на запад, а в городах наконец-то горожане начинают обсуждать и другие проблемы, кроме боевых действий. Вместо уже привычных и страшных звонков родным и близким с вопросами «ты живой?» и «куда это прилетело?», всё чаще люди спрашивают: «а вы были в новом парке?», «как вам новая дорога?».
Константин Кузьмин, ветеран ополчения, легендарный комбат, а сегодня Председатель Народного Совета, подчёркивает: впереди будет только больше и больше инноваций и развития:
«Очень важный момент – это внимание со стороны федерального центра. Раньше мы были вынуждены решать всё своими силами, во многом на пределе возможностей. Сейчас же нас поддерживает вся Россия. Чего только стоит шефская помощь нашим муниципальным округам. Огромная благодарность всем, кто приезжает в Республику, помогает в восстановлении нашего края».
Москва рядом
В новых регионах сейчас реализуется программа из трёхсот проектов, такого масштаба нет во всей Российской Федерации!
«Мы должны ответить им тем же. Поддержать их. Решать те задачи, которые стоят перед территориями, и которые накапливались десятилетиями. Это сложный процесс, но он идёт. И такой масштабной программы регионального характера сегодня в России нет», – президент России Владимир Путин не раз акцентировал внимание в своих обращениях к населению на тот масштаб, с которым проводят работы по восстановлению региона.
В регионе такое внимание федерального центра очень ценят. По словам Константина Кузьмина, федеральная поддержка стала катализатором изменений. Он приводит цифры: за прошлый год на территории ДНР восстановлено свыше 8000 объектов. Среди них жилые дома, школы, детсады, больницы, спортивные и культурные учреждения. Отдельно эксперт акцентирует внимание на инфраструктуре: отремонтировано 400 объектов водоснабжения, энергетики и теплосетей, построено 25 новых зданий, включая 20 многоквартирных домов.
«Донбасс выстоял, – решительно заявляет Скороходов. – Донецкая Народная Республика состоялась благодаря мужеству сотен тысяч людей. Если бы не их героизм и самоотверженность, Республики могло бы и не быть. Этот путь в 2014 году начинали простые люди: труженики, врачи, учителя, шахтёры, металлурги, слесари, электрики, дворники… События, которые происходили в 2014 году, всегда останутся в нашей памяти. И наш долг – передать следующим поколениям историю о героических поступках и подвигах всех жителей Республики. Хочется, чтобы будущие поколения жили в мирное время, знали историю родного края, защищали Родину и помнили, что мы все граждане одной великой страны – России, судьба и будущее которой в наших руках!»
Мы сядем за длинный стол…
11 мая 2014 года был и праздником, и вызовом для всех. Началом нового пути. К сожалению, не все дожили до дня сегодняшнего. Мечтой первого главы Александра Захарченко было собрать всех за одним большим столом. Всех – кто воевал, строил, работал на благо Донбасса. Чтобы это был настоящий праздник для всех. Об этом мечтает и нынешний Глава ДНР Денис Пушилин. В одном из своих интервью он сказал:
«Та мечта, ей предстоит сбыться. Я говорю о длинном-длинном столе от „Золотого кольца“ и до самого ж/д вокзала, который мы после победы обязательно отстроим. Об этом мечтал Александр Владимирович, и мы об этом помним».
Давид Худжец
Ринат АйгистоВ
Фото предоставлено пресс-службой НС ДНР
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж».