Ведущий свою летопись с далёкого 1937 года, Ансамбль «Донбасс», по праву считающийся живой культурной визитной карточкой Донецкой Народной Республики, с особым тщанием готовится к грядущему сезону. Артисты набираются сил в заслуженном отдыхе, а творческие планы сулят благодарной публике целый каскад сюрпризов. Среди них – премьера нового танца, чьи детали пока бережно хранятся за завесой тайны, но известно, что посвящён он самобытной культуре одного из наиболее узнаваемых народов, издревле населяющих донбасскую землю.
Гастрольный триумф
Этот творческий подъём – закономерный итог невероятно насыщенного минувшего сезона. Лишь на родной земле ДНР с участием ансамбля состоялось сорок концертных мероприятий, собравших под своими сводами более двенадцати тысяч благодарных зрителей. Весьма примечательно и знаковое достижение коллектива – блистательная реализация в сентябре – октябре 2024 года масштабного культурного проекта «Россия – Родина моя». Этот проект удостоился высочайшего признания, став победителем Второго грантового конкурса 2024 года Президентского фонда культурных инициатив. В его рамках «Донбасс» вписал новую страницу в историю, став первым творческим коллективом ДНР, чьи гастрольные концерты с триумфом прошли на сценах Херсонской и Запорожской областей. Десять выступлений, десять встреч с искусством – и почти три с половиной тысячи зрителей, ощутивших мощь и красоту донбасского таланта.
Они покорили Москву
Сезон 2024/2025 щедро одарил ансамбль и яркими фестивальными победами. Венцом этих достижений стало завоевание высшей награды – Гран-при – на престижном Межрегиональном творческом фестивале «Русское поле» в сердце России, Москве. Размах фестиваля – поистине колоссальный: 10 номинаций и более сотни ансамблей только в одной из них – хореографической! В общей же сложности в финале фестиваля нынешнего года приняли участие почти 2 тысячи человек из разных регионов России, а также двух иностранных государств – Узбекистана и Китая.
За звание лучшего хореографического коллектива на сцене концертного зала «Измайлово» тогда соревновались 22 конкурсанта. Жюри пришлось проделать колоссальную работу: просмотр номеров длился с 10 утра и до 10 вечера. А во второй день фестиваля в одной из красивейших усадеб Москвы – Коломенском – состоялся гала-концерт, на котором ансамбль «Донбасс» был торжественно объявлен лучшим хореографическим коллективом! Победу «Донбассу» принесли его визитная карточка – знаменитая «Калинка», которой аплодировал весь мир. Этот поистине триумфальный успех вновь подтвердил выдающийся уровень мастерства и самобытность прославленного коллектива. Ну а Москва традиционно провела мероприятие на высочайшем уровне, объединив все регионы России.
Детская мечта взрослых людей
Для девяноста артистов и сотрудников, чьи судьбы неразрывно связаны с ансамблем «Донбасс», это давно уже переросло границы обычной работы. Ансамбль стал для них вторым домом, подлинной семьёй и глубинным смыслом существования. Ярким подтверждением этому служат искренние признания самих участников коллектива.
Солистка-вокалистка Анастасия Дмитриева с теплотой вспоминает, как зародилась её мечта: пятнадцатилетней девчонкой, затаив дыхание, она смотрела концерт «Донбасса» в своём родном селе. Эта встреча с искусством запала в душу навсегда, зажгла огонёк надежды. И вот, спустя годы, её заветная мечта осуществилась, она вошла в состав прославленного коллектива. Анастасия не скрывает, что артистический путь порой тернист: бывают моменты, когда песня не сразу поддаётся, требует упорной, кропотливой работы. Но главный секрет её преданности прост и мудр: «Знаете, когда тебе нравится твоя профессия, ты идёшь с удовольствием на работу». В этих словах – вся суть её отношения к призванию.
В свою очередь, ветеран коллектива, солист-инструменталист Сергей Устименко, который в составе ансамбля с 19 января 1987 года, воспринимает «Донбасс» как «большую семью». Семью, которая сообща прошла сквозь огонь испытаний и разделила светлые мгновения радости, сплочённо пережила и горечь утрат. Сергей – живая летопись ансамбля, прошедший вместе с ним сквозь череду исторических трансформаций. С лёгкой грустью и мудростью прожитых лет он делится:
«В трудовой книжке только Донбасс слово одно осталось, а я пришёл, был шахтёрский ансамбль песни и танца, потом он стал заслуженным ансамбль песни и танца Украины, потом стал академическим. Теперь он государственный ансамбль».
Каждая строчка в этой книге – веха в его жизни. И потому с абсолютной, выстраданной убеждённостью он провозглашает: «Работа – это в трудовой книжке написано. Для меня это жизнь. Я пришёл сюда 20-летним пацаном, скоро 60-летний буду праздновать юбилей свой в этих стенах. Это не работа, это жизнь». В этом утверждении – весь масштаб его преданности, где труд слился с судьбой в нерасторжимое целое, став стальным каркасом его бытия.
Семья прежде всего
Генеральный директор и художественный руководитель Ольга Горячева, чья судьба переплелась с ансамблем «Донбасс» ещё в 2002 году, воспринимает коллектив как живой организм, где профессиональное единство перерастает в родство душ. Для неё это «первая семья», чьи потребности нередко ставятся выше личных: «Конечно же, страдает своя семья, которая отходит на второй план, но, тем не менее, всё равно это радость, это счастье, это вся жизнь». Это признание – не просто слова, а квинтэссенция тридцатилетней самоотдачи, когда личное неизменно уступает место служению искусству и людям.
Её память хранит имена не только всех артистов и сотрудников, но и их близких, трепетно отмечая династическую преемственность, превращающую «Донбасс» в культурный генофонд региона.
«Ну вот да, у нас сейчас у Кураковских сыночек ходит в студию, у нас сейчас у Кати Царенко дочка уже прям на выпуске скоро зайдёт в ансамбль. Преемственность поколений присутствует». С гордостью она приводит примеры, где искусство становится семейным кодом: «Кураковский Игорь, балетмейстер, его супруга танцует в ансамбле, вот у них малыш уже тоже по стопам идёт. У артистки балета Кати дочь ходит в нашу хореографическую студию».
Эти династии – не просто факт биографии; они символ неразрывности традиций, питающих коллектив новыми талантами, выросшими под сенью его славы.
Именно такая сплочённость, сродни клановой верности, стала основой феноменальной стойкости ансамбля. Под руководством Горячевой коллектив не прерывал работу ни на день – даже когда здание пережило два прямых попадания снарядов, оставивших помещения без окон. Война, коснувшаяся их в буквальном смысле слова, лишь закалила их решимость творить вопреки хаосу.
Гиперактивность – так сама Горячева определяет ритм жизни «Донбасса» после 2022 года. С начала СВО коллектив совершил настоящий культурный прорыв, объехав с гастролями больше шестидесяти регионов России – от Ростова-на-Дону до Красноярска, дав свыше 60 концертов в рамках федеральной программы «Мы – Россия». Успех этих турне стал возможен благодаря поддержке Министерства культуры РФ, «Росконцерта» и Минкульта ДНР. «Очень большая поддержка. Наш Минкульт тоже очень существенно помогает», – подчёркивает руководитель, отмечая, что такая солидарность превратила гастроли в мощный акт культурно-политической солидарности.
Особенно памятна первая трёхмесячная экспедиция по России, ставшая исходной точкой новой эпохи: «Практически нас везде видели впервые, и радовало, что это всегда были полные залы, и принимали просто очень хорошо». Эти выступления, проходившие под аншлагами и овациями, заложили фундамент долгосрочных связей: «Мы там познакомились, подружились, работаем уже практически на этих же площадках». Зрители, по словам Горячевой, встречали их не как жертв обстоятельств, а как мастеров высочайшего уровня – их программа с шахтёрскими композициями покоряла искренностью и энергетикой.
Хотя ансамбль страстно желает приглашать российские коллективы в Донбасс, Горячева с пониманием отмечает сохраняющиеся опасения: «Многие боятся до сих пор». Даже тот факт, что сами артисты говорят: «Здесь работаем, живём», – не всегда развеивает тревогу.
КУЛЬТУРА БЕЗ ПОЛИТИКИ
Репертуарная политика ансамбля имеет глубокие корни. Сохраняется линия, заложенная при его создании именно как шахтёрского ансамбля. Об этом говорит худрук Ольга Горячева:
«Преобладала трудовая тема, славим шахтёрский труд, металлургов. Вот эту линию мы, конечно же, оставили. По сей день у нас есть номера, которые славят шахтёрский труд. И есть программа „Донбасский характер“, которая показывает наш именно Донецкий край. Это и донбасские парни, труд шахтёра, и моряки Азовской флотилии. Вторая важнейшая составляющая – многонациональный Донбасс. Очень много народов приезжало сюда, когда осваивали земли. Репертуар мы тоже составляем из танцев, песен народов, которые населяют наш край. Например, татарский, русский, белорусский, армянский, греческий, еврейский, цыганский».
Крайне принципиальная позиция ансамбля – сохранение в репертуаре украинских танцев, несмотря на русофобскую политику Украины:
«У нас есть украинские танцы, они всегда были и они есть в репертуаре, и периодически мы их работаем. Потому что культура вне политики должна быть. Тем более на территории „большой земли“ это очень пользуется спросом. Как только ставишь какой-то украинский танец, это сразу идёт на ура».
Таким образом, ансамбль становится хранителем подлинной, аполитичной народной культуры, преодолевающей искусственные барьеры.
Донбасская манера
Балетмейстер Игорь Кураковский, чья судьба тесно переплетена с ансамблем (он пришёл в 2014 году, а мечта эта родилась ещё в детстве, когда сын горняка с восхищением смотрел выступления коллектива на День шахтёра), с особым теплом говорит о внутренней атмосфере «Донбасса».
«Больше всего радует настроение нашего всего коллектива, как ребята приходят на работу, с каким удовольствием, как они выполняют все поставленные задачи. Это, наверное, самая большая радость». Эта энергия и преданность делу – залог творческих свершений.
Важнейшая задача Кураковского – передать артистам, даже опытным, уникальную донбасскую манеру исполнения, ту самую изюминку, что отличает коллектив:
«Показываем нашу манеру ансамблевую. В каждом ансамбле есть своя изюминка, и у нас есть, конечно, своя». Он детально описывает её особенности, делающие стиль узнаваемым: «Это наше открытие рук. Наверное, в России нет таких положений, потому что у нас всё-таки своя манера, более донбасская. А в других регионах России – классическая».
Эта манера – не просто техника, а пластическое воплощение донбасского характера: широты души, открытости, внутренней силы. Её уникальность подтверждается и реакцией зрителей по всей России: «Мы много где выступаем, и нам подходят и говорят, что всё-таки у вас есть своя манера, донбасская».
Для самого Игоря Владимировича ансамбль – воплощение детской мечты, ставшее смыслом профессиональной жизни. Его преданность безгранична и неколебима: «Я мечтал тут работать с детства, и мне ни за какие деньги, ни за какие бы то ни было предложения никогда не променять свой ансамбль». В этих словах – квинтэссенция отношения многих артистов к своему делу и дому под названием «Донбасс».
Таким образом, Государственный академический ансамбль песни и танца «Донбасс» предстаёт не просто коллективом исполнителей, а живым, дышащим организмом – большой и сплочённой семьёй. Эта семья объединена глубокой любовью к искусству, непоколебимой преданностью родному краю с его богатейшим многонациональным культурным наследием, феноменальной стойкостью, закалённой в горниле испытаний, и тем уникальным творческим почерком – донбасской манерой – который узнают и ценят далеко за пределами их малой родины. Его масштабные гастроли по России стали не просто концертными турами, а мощными культурными мостами, соединяющими сердца. Планы на новый сезон дарят уверенность в том, что зрителей ждёт достойное продолжение славных традиций.
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж». Читайте нас также ВКонтакте, в Telegram и Дзен.