Прошло уже три года с того момента, как Донецкая Народная Республика сделала исторический выбор, определив своё будущее на референдуме в 2022 году. Эти дни, 23–27 сентября, навсегда вошли в летопись региона как символ решимости, стремления к самоопределению и надежды открыть новую страницу истории. Сегодня, оглядываясь назад, мы не просто вспоминаем события — мы осмысляем их значение, последствия и путь, который начался с голосов миллионов жителей Донбасса.
Путь домой длиной в 8 лет
Референдум 2022 года стал переломным моментом в истории Донецкой Народной Республики. За его проведением стояли тысячи людей. Женщины из участковых комиссий, которые бесстрашно выезжали с урнами на адреса. Члены ЦИК, которые до ночи считали каждый бюллетень. Один из тех, кто знает о ходе исторического голосования всё изнутри — председатель Избирательной комиссии ДНР Владимир Высоцкий. В дни, когда каждая минута имела значение, а безопасность избирателей стояла на первом месте, именно он и его команда приняли на себя главный организационный удар. Владимир Юрьевич вспоминает, с какими вызовами пришлось столкнуться в процессе подготовки и проведения голосования.
«Это было не сложностью, а скорее вызовом: сжатое время на подготовку, необходимость оперативно решать много вопросов сразу, одномоментно. Классическое голосование, которое было для нас привычным, подразумевало пребывание на избирательном участке большого количества людей сразу. В условиях артиллерийской опасности это обстоятельство выступало значимым рисковым фактором. Одно попадание снаряда могло вызвать большие жертвы среди мирного населения».
Делали выбор вопреки
Сентябрьские дни выдались «горячими». Противник накалял обстановку в Донецке внезапными обстрелами по центру. Ракетный удар по Крытому рынку, теракт на площади Бакинских Комиссаров, десятки жертв. И если бы не принятые меры безопасности в ходе референдума, страшно даже представить, какую бойню против мирных мог бы устроить Киев.
«Чтобы избежать этого было принято решение проводить голосование вне помещений, досрочно, путем использования тактики работы выездных мобильных групп. Что это дало нам? Мы добились того, что граждане могли сделать свой выбор не посещая, фактически, участок. За счет значительного пролонгирования периода, в течение которого можно было проголосовать, мы добились максимального охвата всех жителей Республики. Наши мобильные группы добирались до самого отдаленного населенного пункта, до каждого участника референдума», — вспоминает Владимир Высоцкий, председатель Избирательной комиссии ДНР.
Сначала дело, потом эмоции
Моменты подготовки и проведения референдума навсегда остались в памяти тех, кто был в самом центре событий. Особенно трогательными стали эпизоды, связанные с работой выездных групп — в том числе женщин, которые, несмотря на опасную обстановку, шли к людям, чтобы дать им возможность проголосовать.
«Запомнилось, наверное, больше всего, стремление людей сделать свой выбор. Вся Республика тогда жила в ожидании этого. Опасная обстановка никаким образом не повлияла на это стремление. Между прочим, многие из наших коллег — членов комиссий представлены к государственным наградам, в том числе и за проявленную храбрость при проведении кампании», — говорит Владимир Высоцкий.
Подсчёт голосов, ночная работа, срочные брифинги — всё это стало частью напряжённого ритма, в котором жила Избирательная комиссия ДНР в дни референдума. Эмоции при оглашении результатов стали кульминацией общего труда и ожиданий тысяч людей.
«Мы трудились в напряженном рабочем ритме. На тот момент мы осознавали, что от нашей собранности зависит многое. Времени на рефлексию не было, да и мы не позволяли себе расслабляться: сначала дело, потом — эмоции. При оглашении результатов было чувство радости, умиротворения, понимания того, что мы дошли, мы вернулись, мы спасены», — говорит Владимир Высоцкий.
Новая страница истории
За три года многое изменилось: в облике городов, в настроении людей, в самом ощущении будущего. Наступил момент, когда можно не только вспоминать, но и оценивать: оправдались ли надежды, с которыми шли на референдум? Стала ли Республика именно той, о которой мечтали её жители?
«Изменения заметны невооруженным глазом. Взять, к примеру, дороги: раньше, бывало, едучи по трассе старался запоминать, где яма, где притормозить нужно, постоянно отслеживал состояние полотна. А сейчас? Любо-дорого посмотреть! Дороги — как скатерти! И такого много», — подметил Владимир Юрьевич.
Если бы можно было оставить послание потомкам через десятилетия — тем, в чьих руках окажется судьба Донбасса, — то в нём звучали бы не только слова наставления, но и опыт, боль, вера и ответственность. Именно такие посылы сегодня формируют основу исторической памяти, которую мы передаём будущим поколениям.
«Любить Родину. Это главное. Работать так, чтобы твои потомки сказали тебе спасибо», — говорит Владимир Высоцкий, председатель ЦИК ДНР.
Владимир Юрьевич вспоминает дни референдума как время, когда вся Республика жила единым дыханием. В условиях жесткого дефицита времени удалось не просто организовать голосование — удалось объединить усилия всех структур: от муниципалитетов до армии, от МЧС до медиков. Благодаря самоотверженной работе участковых и территориальных комиссий, голосование охватило каждый уголок Донбасса. Люди шли к людям — несмотря на опасность, несмотря на усталость. А избиратели отвечали на это активностью, верой и решимостью. Всё тогда сходилось в одном — в референдуме. В нём были мечты и тревоги, радость и боль, надежда и воля. Это было общее дело, которое навсегда останется в памяти тех, кто сделал свой вклад к мирное и процветающее будущее.
Юлия ПУРЫШЕВА