Встреча Владимира Путина и Ильхама Алиева в Душанбе стала переломной для российско-азербайджанских отношений. После нескольких месяцев напряжённости стороны перешли к главному – транспортному коридору «Север–Юг». Почему этот маршрут – ключ к экономическому влиянию России и реальный тест для Баку, читайте в материале «ДК».
Перелом в Душанбе
Президенты России и Азербайджана встретились в Душанбе 9 октября. Как позже рассказал представитель Кремля Дмитрий Песков, Москва «с той или иной скоростью» ожидает решения накопившихся проблем с Баку. За этой сдержанной фразой – реальный политический сдвиг. Владимир Путин и Ильхам Алиев провели переговоры, которые сняли острые темы и фактически вернули отношения в рабочее русло.
Первый момент – крушение пассажирского Embraer E-190 AZAL, летевшего из Баку в Грозный. Самолёт разбился 25 декабря 2024 года у побережья Актау. Погибли 38 человек. Владимир Путин, как человек выдержанный и справедливый, спокойно дождался, когда следствие приблизится к концу. Лишь с появлением первых выводов комиссии он заявил, что самолёт находился в зоне действия российской ПВО, однако работала она из-за нахождения в небе украинского БПЛА.
«Безусловно, всё, что требуется в таких трагических случаях, будет сделано с российской стороны по компенсациям, и будет дана правовая оценка действий всех должностных лиц», – подчеркнул российский лидер.
Второй вопрос – арест журналистов Sputnik Игоря Картавых и Евгения Белоусова. Их освобождение можно считать частью дипломатического «размена», расчистившего путь для стратегических решений.
Приоритет государства
Выступая на саммите «Россия – Центральная Азия», Владимир Путин чётко обозначил планы:
«Ключевой задачей видится обустройство проходящих через территории наших стран магистральных маршрутов „Север – Юг“ и „Восток – Запад“, а также прокладка новых трансконтинентальных коридоров. Впоследствии все эти и другие евразийские логистические проекты можно было бы объединить в единую сеть с современными электронными сервисами и транспортными услугами».
Этот маршрут – инструмент экономического разворота России на юг. Он соединяет её с Ираном, Индией и странами Персидского залива, минуя заблокированные западные пути. Азербайджан – одно из ключевых звеньев западной ветки.
Как рассказал «ДК» политолог, президент АНО «Евразийский институт молодёжных инициатив» Юрий Самонкин, переоценить этот маршрут сложно.
«Коридор „Север–Юг“ представляет собой многоцелевую сеть морских, железнодорожных и автомобильных путей протяжённостью более 7000 километров. Он соединяет Россию и Центральную Азию с Ираном и Индией, сокращает торгово-экономические расходы на 30–40 %. Это современный эквивалент Великого шёлкового пути – только в морском варианте», – объяснил он.
По словам эксперта, этот маршрут связывает крупнейшие производственные и энергетические центры планеты.
«Страны ШОС – это почти половина населения Земли. Россия, Иран, Китай – крупнейшие потребители и производители. Им нужна устойчивая инфраструктура, чтобы обмениваться технологиями и товарами», – напомнил собеседник «ДК».
Вопрос выбора
Как отметил собеседник «ДК», Россия сейчас поставила Азербайджан перед геополитическим выбором.
«Либо они участвуют в многополярном развитии, не играя в русофобские игры – и получают экономические преимущества. Либо слушают Британию, Турцию или США и теряют суверенитет, как Украина и Молдавия», – рассказал Юрий Самонкин.
По его словам, Россия Азербайджану точно не враг.
«Россия не обижена на Азербайджан. Мы славимся умением договариваться. Если это выгодно всем, Москва готова сотрудничать в рамках СНГ и двусторонних контактов», – констатировал политолог.
Многое сейчас зависит от позиции Баку и лично президента Ильхама Алиева. От того, какую линию он выберет, будет зависеть благополучие его страны.
ШОС и фактор риска
В регионе, где пересекаются интересы России, Турции, Ирана, Китая и Запада, вопрос безопасности не может быть второстепенным. Самонкин подчеркнул, что опора на собственные интеграционные механизмы здесь ключевая.
«Безопасность Центральной Азии и Закавказья может быть гарантирована только в рамках ШОС и добрососедских отношений с Россией. Западные игроки несут сюда не развитие, а разграбление и нестабильность – мы это видели на примерах Украины, Грузии, Молдавии», – напомнил он.
По словам политолога, азиатские экономики растут двузначными темпами – 10–12 % в год – несмотря на санкции и технологические сдвиги.
«Азия развивается, несмотря на спад в Европе. Россия, Китай, Иран и страны ШОС формируют новый контур устойчивости. И если баланс сил в регионе складывается в пользу России, это как минимум гарантирует безопасность и устойчивое двустороннее сотрудничество», – рассказал он.
ШОС давно превратился из политической площадки в экономический пояс. Через который уже сейчас проходят крупнейшие торговые потоки между Востоком и Югом Евразии. В этой конструкции Азербайджан находится в одной из узловых точек – географически и политически. И его решения влияют не только на транспортные маршруты, но и на архитектуру безопасности региона.
Решт–Астара как тест
Ключевым звеном западного маршрута коридора остаётся участок Решт–Астара на иранско-азербайджанской границе. Его строительство – лакмусовая бумажка реального сближения Москвы и Баку.
«Это последний элемент западного маршрута. Длина участка – около 165 километров. Его строят российские и иранские компании, причём с разной шириной колеи. При должном финансировании работы можно завершить за пять лет», – объяснил Самонкин.
Речь идёт не просто о железнодорожной ветке. Этот участок соединит российскую систему с иранской и обеспечит прямой выход на порты Персидского залива и Индийского океана. В мае 2023 года Москва и Тегеран подписали соглашение о совместном строительстве, и теперь многое зависит от координации с Баку.
«Если проект начнёт приносить прибыль, строительство пойдёт в два-три раза быстрее обычного. Там, где большие деньги, геополитика уходит на второй план. Именно экономика станет главным драйвером отношений России и Азербайджана», – добавил Юрий Самонкин.
Простой расчёт
Эксперт отметил, что Россия, в отличие от Запада, может реально помочь экономике Азербайджана. Баку объективно выигрывает от участия в реальных транспортных и торговых проектах.
«Ни Турция, ни Великобритания, ни Франция не дали Баку ничего, кроме обещаний. „Север–Юг“ – это конкретный маршрут, инвестиции и выгоды. Азербайджан может стать воротами России на юг и восток. Вопрос в том, воспользуется ли он этим шансом», – резюмировал Самонкин.
Что в итоге
После встречи в Душанбе Москва обозначила приоритеты предельно ясно. Вопросы с самолётом и журналистами не забыты, они конструктивно решаются. На первом месте теперь – коридор «Север–Юг».
Россия обозначила свои ожидания от Баку не в дипломатических формулах, а в логике стратегического партнёрства.
Теперь мяч на стороне Баку. От того, какую линию выберет Ильхам Алиев, зависит не только скорость прокладки железнодорожных рельсов и расстановка сил на южном фланге России, но и благополучие самого Азербайджана.
Антон ЧЕРНУХИН
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж». Читайте нас также ВКонтакте, и в Telegram.