В полумраке зрительного зала, где пахнет старым деревом и краской, рождается чудо. На сцене красноярский режиссёр Евгений Пермяков – «сибиряк с горячим сердцем», как называют его коллеги. Он ставит «Маугли». Его голос – то яростный, как Шер-Хан, то нежный, как Багира, – направляет актёров. Премьера на носу, 26 октября, но за внешним спокойствием режиссёра – годы боли, дружбы и невероятной человеческой солидарности, которая зародилась в кромешном аду.
ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЕЗОН ВОПРЕКИ ВСЕМУ
Их история началась не в уютном кабинете, а в цифровом пространстве, разорванном войной. 2014 год. Луганск. Город, который мир забыл. Блокада. Ни света, ни воды, ни газа. Банковская система рухнула, оставив людей без средств к существованию. Украина перестала платить зарплаты, бросив на произвол судьбы и без того небогатых работников культуры.
А в это время в городе-призраке трое преданных своему делу служителей Мельпомены устраивали детский праздник.

Заслуженный артист Украины Валерий Середа и две девушки-актрисы, невзирая на свист пуль и разрывы снарядов, ходили по детским площадкам. Без декораций, без музыки, без света. Только их голоса, куклы и святая, отчаянная вера в то, что искусство может спасти. Они показывали спектакли детям, чьи глаза видели слишком много. Они пытались вернуть им украденное войной детство. Они были единственными, кто открыл театральный сезон – прямо на площади у своего театра.
Ему, человеку из далёкого Красноярска, прислала ссылку Светлана Середа, жена Валерия, которая сама с детьми была в эвакуации в Крыму и о подвиге мужа узнала… из газеты «XXI век». Она не просила помощи. Она просто поделилась болью, потому что в тот момент миру было не до Донбасса.
СЕРДЦЕ СИБИРЯКА ДРОГНУЛО
«Статья меня просто потрясла», – сжимая в руке блокнот, вспоминает Евгений Пермяков. «Чем я могу помочь?» – этот простой вопрос, заданный в пустоту интернета, стал спасательным кругом. Так заочное знакомство переросло в братство, скреплённое не бумагой, а кровью и куклами.

Представьте себе: 2014 год, Луганск отрезан от мира, транспорт не ходит, а банковские переводы становятся практически невыполнимой миссией. Именно тогда Евгений организовал сбор средств для коллег из луганского театра. Он никого из них не знал, но это были кукольники – братья, которым нужна была помощь.
«Я не сомневался ни одного мгновения. А вот многие мои коллеги не понимали, как такое возможно. Но газетная статья развеивала все сомнения: театр живёт, и сотрудникам нужна помощь», – переживает заново те дни Евгений Викторович.
Первые десять тысяч рублей были собраны в рекордно короткие сроки. Но встал вопрос, как эти деньги перевести в Луганск.
«Это был ещё тот квест – передать их в Луганск, – вспоминает Светлана. – Получить деньги в нашем городе было невозможно. Нужно было выехать на „большую землю“, в Ростовскую область. А как это сделать, если транспорт не ходит? Искали варианты, искали попутчиков. Не сразу, но смогли».

Эти деньги стали не просто финансовой помощью, а знаком того, что о них помнят и верят в них. Каждому сотруднику, оставшемуся верным своему делу, досталась часть перевода. Они работали без зарплаты, без перспектив, но с пониманием – их труд нужен не только детям, но и взрослым, нуждающимся в напоминании, что кроме войны есть и другая реальность.
Нынешний главный режиссёр Луганского академического театра кукол (ЛАТК), народный артист ЛНР Валерий Середа, в те дни говорил и продолжает считать так и сейчас: «Если театр жив и показывает спектакли, значит, есть надежда. Я так думал и думаю». Эти слова стали девизом, внутренним стержнем, позволившим коллективу выстоять.
ВСТРЕЧА ЧЕРЕЗ ДВА ГОДА
Цифровое общение через два года произошло и в реальности. Евгений Викторович приехал в Луганск с гуманитарной миссией: совершенно бесплатно он поставил на луганской сцене спектакль. Это был не просто визит, а акт настоящей творческой солидарности, когда искусство перешагнуло через все границы и преграды.
Уже девять лет спектакль Пермякова «Сказочки на лавочке» – не просто строчка в афише, а полноценная часть репертуара луганского театра. Спектакль, который дарит радость маленьким и взрослым зрителям. Это доказывает, что настоящие творческие связи, рождённые в огне, не рвутся, а лишь укрепляются со временем.
«Для меня это был ответ на вопрос: „Что ты можешь сделать против войны?“» – вспоминает Евгений.
Оказалось, что можно многое. Можно, стиснув зубы, репетировать. Можно, преодолевая тысячи километров, везти в разрушенный город не гуманитарку, а искусство – самое необходимое, что есть у человека.

Спустя девять лет Евгений Пермяков снова в Луганске. Его «Маугли» – это история о выживании в диких условиях, о дружбе и преданности. Слишком знакомый сюжет для этого города. Слишком близкая тема для режиссёра, чьё горячее сердце когда-то услышало тихий плач детей из-под руин и ответило на него громом премьерных аплодисментов.
«Я болею пьесой „Маугли“ Киплинга уже десятки лет. И когда Луганский театр предложил её поставить, я, не раздумывая, согласился – эта тема для меня чрезвычайно близка. Она о взрослении, о мужественности, о том, как воспитать в себе человека, способного в трудную минуту не сломаться и не убежать, а выстоять – для себя, своей семьи, своей страны», –делится своими мыслями режиссёр Евгений Пермяков.
Сегодня в театре снова пахнет сценой и гримом. Но за кулисами живёт память. Память о тех, кто, делясь последним куском хлеба, находил в себе силы смешить детей. И память о том, как один человек из Сибири, услышав крик о помощи, не смог остаться в стороне.

Сегодня, в 2025 году, когда Луганская Народная Республика уже воссоединилась с Россией, когда город постепенно возвращается к мирной жизни, премьера «Маугли» – это не просто спектакль. Это символ возрождения. Это напоминание о том, что даже в самые тёмные времена рядом есть те, кто протянет руку. Кто не даст погаснуть огню добра.
Евгений Пермяков – не герой в пафосном смысле. Он просто человек с горячим сердцем, который не смог пройти мимо. И именно такие люди – тихие, скромные, но бесконечно преданные своему делу и своему народу – становятся настоящими опорами в эпоху испытаний.
В его постановке «Маугли» есть строка: «Ты – часть стаи». И сегодня, глядя на то, как русские люди – от Красноярска до Луганска – поддерживают друг друга в трудные времена, понимаешь: мы – одна стая. И мы не оставим своих. Никогда.
Егор Кильдибеков
Фото предоставлено Евгением Пермяковым
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж». Читайте нас также ВКонтакте, и в Telegram.










































