Польша призвала украинскую армию бить по любым связанным с Россией объектам в Европе. Брюссель молчит, значит, явно не против. Ранее уже были атаки на объекты в Венгрии и Словакии. Неужели ЕС дал молчаливое согласие на совершение терактов на своей территории?
Безумие в ЕС
Всё началось с решения варшавского суда, который отказал Германии в экстрадиции украинского дайвера Владимира Журавлёва, подозреваемого в причастности к подрыву газопроводов «Северный поток – 1» и «Северный поток – 2» в сентябре 2022 года. Этот инцидент, изначально приписываемый Западом Москве, позже указал на возможное участие Киева, хотя официальные лица Украины неоднократно отрицали свою роль.
Премьер-министр Польши Дональд Туск публично поддержал решение суда, заявив, что экстрадиция Журавлёва «не в интересах Польши и не соответствует рамкам приличий». В интервью британской газете The Sunday Times Туск пошёл дальше, отметив, что Украина имеет право наносить удары по объектам, связанным с Россией, в любой точке Европы. Дескать, такие действия – акт самообороны со стороны укронацистов.
Эта позиция вызвала жёсткую критику со стороны России. Министр иностранных дел Сергей Лавров расценил слова Туска как признак готовности Польши к терактам.
Но глава польского МИД Радослав Сикорский решил на достигнутом не останавливаться. Он выразил надежду, что ВСУ смогут вывести из строя нефтепровод «Дружба», по которому Венгрия получает российскую нефть.
«Надеюсь, майор Мадьяр, наконец, преуспеет в выводе из строя нефтепровода, питающего военную машину России», – заявил Сикорский, имея в виду командира украинских Сил беспилотных систем Роберта Бровди (известного как Мадьяр).
Это отсылка к августовским атакам украинских дронов на «Дружбу», которые временно прервали поставки в Венгрию и Словакию.
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан назвал слова и действия польских властей проявлением «военного психоза» и «полным безумием».
«Они хотят выбросить в окно тысячелетнюю венгерско-польскую дружбу», – заявил он, предупредив, что разрушение «Дружбы» нанесёт серьёзный финансовый ущерб венгерским семьям.
Орбан подчеркнул, что такие призывы только отдаляют мир и ведут к эскалации.
Европа готова к терактам
Заявления польского руководства были сделаны после введения антироссийских санкций со стороны США против «Роснефти», «Лукойла» и их дочерних структур. Уже сейчас некоторые критически важные объекты топливной инфраструктуры (например, НПЗ «Лукойла» в Болгарии, Румынии, Нидерландах и Италии) недополучают нефть, а после санкций их работа будет крайне затруднена, из-за чего тот же «Лукойл» заявил о продаже европейских активов, отметил «ДК» политический аналитик Сергей Простаков:
«Часть правительств в Европе уже давно осознала, что данные меры наносят ущерб в первую очередь самим европейским экономикам, постепенно отрезаемым от дешёвых энергоносителей. Другая часть в целом заинтересована не процветанием Евросоюза и его составных частей, а судьбой собственной власти и её укреплением под предлогом антироссийской угрозы. Ради этого они готовы даже к военному конфликту с Россией».
Российские объекты в Европе сейчас крайне уязвимы, так как располагаются фактически во вражеском окружении. Сейчас при отсутствии реальных военных успехов у ВСУ атаки таких объектов, кроме экономического смысла вытеснения России из Европы, будут играть и пропагандистскую роль, демонстрируя уязвимость России и хоть какие-то победы, пусть и путём терактов, добавил Сергей Простаков:
«Заявления Варшавы – голос европейских лидеров, готовых идти на жертвы не только украинцев, но и европейцев ради своей власти и обогащения. Они готовы и к терактам, и даже к войне, причём ход СВО убедил их в их безнаказанности. Их позиция доминирует в европейском истеблишменте и среди евробюрократии. Поэтому никакого осуждения Варшавы из Брюсселя или столиц стран Западной Европы ждать не стоит».
Верный пёс Урсулы фон дер Ляйен
Прежде всего, давайте отметим, что Дональд Туск – фигура не совсем польская в традиционном понимании. Обратите внимание на имя – «Дональд». Разве оно польское? Вам правильно кажется, что нет, заметил в беседе с корреспондентом «ДК» исполнительный директор Ассоциации внешнеполитических исследований им. А. А. Громыко профессор Николай Межевич.
– Вы намекаете на его кашубское происхождение? Или на историю его семьи?
– Дело не в том, что он кашуб. Дело даже не в том, что его предки, не столь давние, верой и правдой служили Адольфу Гитлеру. Главная суть в том, что этот человек – евроатлантист. Верный пёс Урсулы фон дер Ляйен. Назвать его «соросёнком» – это не совсем точно, потому что речь идёт о целом «соросяте», понимаете? Это целая система. В любом случае, когда он уйдёт в отставку, он, вероятнее всего, не будет жить в Польше. Он будет в Брюсселе или где-то ещё. Он выполняет определённые задачи. Идеальный для них вариант – втянуть Польшу в войну. Промежуточный – максимально усиливать напряжённость в Европе и создавать, пусть даже морально-психологические, проблемы для РФ.
– Безответственная политика.
– Именно. Вообще, для Польши и польских политиков не всегда была характерна такая безответственность, но она проявлялась очень часто. Непонимание сложной системы взаимоподчинённости в большой геополитике было характерно для польской элиты, для шляхты и уж тем более для магнатства много веков подряд.
– А с чем это было связано?
– Для этого были свои предпосылки. Бывало, что Радзивиллы, приезжая ко двору прусского короля, переглядывались и, глядя на его в общем-то бедный королевский замок, могли сказать словами анекдота про «нового русского»: «Чистенько, но бедненько». Польша когда-то была богатой и великой европейской страной. А кончилось это, разумеется, разделами. Ибо при подобной амбициозности и слабости ресурсов ничем другим это никогда не заканчивается. Сейчас Польша надеется историю обмануть, создать модель, при которой этой проблемы не будет. Но может возникнуть другая: радиоактивную территорию никто делить не будет.
– Как вы оцениваете текущую риторику польских политиков?
– Конечно, европейским лидерам, и прежде всего немцам, очень не нравятся эти резкие польские высказывания. Но они их используют. Немецкие, французские, британские лидеры действуют по концепции «двух зол». Украинцам разрешили убивать русских – одни славяне убивают других, это, с их точки зрения, великолепно. Но если кто-то думает, что у поляков другая участь, то это ошибка. Сегодня Берлин, Брюссель, Париж с удовольствием готовы и польским славянам разрешить убивать русских. Кстати, и украинцев – тоже, пожалуйста, никаких проблем.
Свой крайне низкий политический номинал польские политики и экспертное сообщество компенсируют предельной злобностью своих высказываний.
– Каков же должен быть наш ответ?
– Наша задача, безусловно, – не поддаваться на провокации. Но по возможности – объяснить польской стороне цену этих провокаций.
Ну и, конечно, трудно себе представить в реальной жизни какой-то ядерный ответ по Варшаве. Да и не надо. А вот по военным объектам Польши – ну, например, по базе в Жешуве – при подобном развитии ситуации этот ответ предполагать уже можно. Подчёркиваю – уже.
Илья СВИЩЁВ














































