«Тепло в домах дончан будет, братский регион не оставим», – заверяют московские специалисты, которые уже третий год помогают запускать отопительный сезон в ДНР. Столичные буровики видят грунт Донбасса буквально насквозь как через рентген – на глубине около полусотни метров должна быть вода, и бригады делают всё, чтобы пробиться к ценному подземному источнику. Уже свыше 70 скважин в Донецке круглосуточно обеспечивают котельные. На тепловом фронте есть перемены.

ГЛУБИННЫЙ РУБЕЖ
Всего двое рабочих, один «Урал» и небольшая стрела гудящего бурильного станка – вот какая картина предстала передо мной возле одной из котельных в центре Донецка. Не так я себе представляла процесс бурения скважин, когда техника буквально вгрызается в твёрдые пласты, чтобы по капле добывать воду из засушливой шахтёрской земли. Но оказалось, что найти ресурс здесь проще, особенно когда работают мастера своего дела – конкретно в Донецке глубина залегания воды ближе к поверхности, однако запасы малы – основные уже ушли в шахтные выработки. Найти правильную точку бурения может только современная техника и опытная бригада. Нам повезло – за дело взялись специалисты ГБУ «Мосгоргеотреста». В обычной жизни они проводят изыскания перед строительством домов и дорог столицы, теперь же борются с водным кризисом в ДНР.

«Глубокие подземные воды здесь уходят в шахты – многие из них затоплены, не действуют, но занимают огромные площади. Вода там есть, но на большой глубине. Мы не просто пробурили и уехали: сначала определили, в каких пластах есть вода, установили сетчатые фильтры на нужных уровнях и начали отбор. С каждого пласта – понемногу, по капле. Так собираем общий дебет, достаточный для подпитки котельных», – отмечает Сергей Моисеев, заместитель начальника отдела механизации ГБУ «Мосгоргеотрест».
«Дебет – это объём воды, который в час может дать скважина», – разъясняют мне специалисты. К слову, их здесь нужно немного. За три-четыре дня машинист и помощник выполняют весь процесс от бурения до запуска.
«Максимальная глубина бурения у этой машины – до 120 метров. Конкретно в Донецке в среднем мы находим воду от 40 до 80 метров, с дебетом в районе 1,5–3 кубов со скважины. Мы делаем скважину не на год, не на два – многие, что пробурили в 2022 году, до сих пор работают. Котельные подпитываются с них, и работники котельных рады этим скважинам», – рассказывает Ярослав Емельянчик, начальник группы горизонтально направленного бурения ГБУ «Мосгоргеотрест».

Из девяти запланированных скважин шесть уже пробурены и полностью обустроены: установлены система автоматики и насосы. В ближайшее время начнётся подключение к системе подпитки для наполнения ёмкостей в котельных. До конца октября рассчитывают завершить ещё три скважины.
«Полученная вода требует химводоподготовки, но на котельной есть соответствующие системы. По качеству эта вода сопоставима с той, что поступает в обычные системы: хотя отдельные показатели могут быть завышены, оборудование эффективно их нормализует», – отмечает Андрей Елкин, начальник управления ГАУ «МосжилНИИпроект», филиала № 2.

КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ
Когда в 2022 году команда впервые прибыла из региона-шефа Москвы, сразу стало ясно: в условиях водной блокады Донецка решения нужны нестандартные. Один из первых шагов – подвоз воды и установка утеплённых котельных ёмкостей с внутренним отоплением и подогревом воды. Всего по городу смонтировали 33 таких резервуара, включая прифронтовые районы города.

«Котельная – это замкнутый цикл, но из-за порывов, промывки фильтров, а иногда и отборов воды жителями, система требует ежедневной подпитки. Центральное водоснабжение работает по графику, а котельная – круглосуточно. Поэтому мы установили резервные ёмкости, которые снабжаются нашими водовозами. Сейчас по городу работает 135 машин – они обеспечивают и теплопункты, и дома, и соцучреждения», – рассказывает Андрей Елкин.
Но сразу стало ясно: одного подвоза недостаточно. Тогда пробурили 73 скважины – часть котельных перешла на подпитку от них, снизилась нагрузка на водовозы. Некоторые точки оказались с очень малым запасом. Около 30 из них в этом году снова возобновили работу после подготовки. Работы вновь доверили московской компании.
«Из 9 запланированных новых скважин большую часть сделали, в работе осталось три. Рассчитываем до конца октября сдать объекты, всё идёт по графику, в штатном режиме, – продолжает Андрей Елкин. – Благодарны компании ГБУ „Мосгоргеотрест“ за оперативную помощь: специалисты стабильно держат высокий уровень, соответствующий московским стандартам, на которых мы и строим всю работу».
Специалисты, хоть и называют себя геологоразведчиками, фактически сформировали новое направление – альтернативное водоснабжение, получив здесь уникальный опыт работы, да и ещё и в условиях боевых действий.
СКВАЖИНА – НЕ КОЛОНКА
Конечно, не могла не спросить о насущном – а нам, потребителям, можно к такой скважине подключиться? Использование подземных вод из этой точки для раздачи людям технически реализуемая задача, – сразу заверили меня подрядчики из Москвы. На ряде котельных уже выведены краны, откуда жители могут набирать воду. Однако стабильная работа таких точек требует полноценного обслуживания: без отдельной службы эксплуатации, электроснабжения и контроля система не выдержит нагрузку.

«Скважина – это не водяная колонка, где нажал рычаг и пошла вода. Это полноценное гидротехническое сооружение, требующее автоматики. Оставить её без присмотра нельзя: она должна работать в связке с котельной и системой циркуляции. Только если котельная отдельно организует вывод, можно говорить о доступе к воде вне основного контура», – отмечает Ярослав Емельянчик.
БРАТСКАЯ ПОДДЕРЖКА
«Смотри под ноги, слушай небо», – этот простой рецепт безопасности знает каждый житель ДНР. Но азы того, как сохранить свою жизнь под постоянным риском обстрелов, пришлось осваивать и специалистам из Москвы в самую первую командировку в разгар СВО. Но, несмотря на опасность, никто не отказался поехать на помощь землякам.

«Все работники нашего предприятия откликнулись добровольно – это, прежде всего, желание помочь нашим братьям из Донбасса. Мы понимаем, насколько тяжело жить в таких условиях, поэтому участие стало делом личной инициативы каждого», – признаётся Сергей Моисеев, который впервые в этом году приехал в Донецк. В его бригаде есть ребята, кто стал первопроходцами бурения ещё три года назад. Делится, что после их рассказов о тяжёлом 2022-м и кадров из сводок – сейчас большой контраст. Город совместными усилиями постепенно возвращается к привычной жизни, возвращаются люди, стало тише. Те, кто приезжает впервые, говорят прямо: важно понимать, зачем ты здесь. Посечённые ещё кое-где осколками стены – повод для сомнений. Главное – помочь людям, а всё остальное можно восстановить.
«Мы общаемся с мастерами и рабочими местными на котельных – они благодарят, рады видеть нас снова, потому что здесь большой дефицит кадров. Приятно помогать, когда чувствуешь, что тебя ждали и ты действительно нужен», – делится Ярослав Емельянчик.
Регион-шеф помогает Донецку возродиться в полном смысле этого слова. Не латочный ремонт сетей и временные решения, а полная перезагрузка устаревшей системы ЖКХ. Фронт работ комплексный – команда «Мосгоргеотреста» выезжает на место, определяет оптимальную точку бурения и устраивает водозабор. А восстановление котельных и ремонт тепловых сетей – уже зона ответственности других столичных подрядчиков. В 2026 году запланированы работы в четырёх ранее прифронтовых районах города: замена насосов, ремонт котлов и водоводов. Часть плана начали досрочно – переброску воды от водовода «Кипучая Криница» на Кировский водоузел и аварийные ремонты.
Юлия Пурышева
Фото Давид Худжец
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж». Читайте нас также ВКонтакте, и в Telegram.




























 
 















