Спорт или музыка? В его случае в итоге победила музыка. А путь в большое искусство начался с поездки в троллейбусе, любопытства и даже прагматики – в театральное училище было легче добираться. Теперь за плечами солиста Донбасс Оперы Евгения Удовина – двадцать лет службы опере, более сорока ролей. И все эти роли для него – важные.
Музыка победила спорт
«Можно только восхищаться, насколько разным может быть певец, каждый раз перевоплощаясь, от спектакля к спектаклю», – говорит руководитель литературно-драматургической части Донбасс Оперы Наталья Дейнека.
Для солиста нет главных и второстепенных ролей. Он одинаково отдаётся творчеству и при исполнении ведущих партий, и даже если роль является совсем небольшой. Небольшой, но яркой и значимой – когда-то выражая настроение масс, когда-то даже иллюстрируя тот или иной поступок главного героя.
Сам артист на вопрос, как пришёл к искусству, рассказывает, что с детства занимался спортом и музыкой. Первыми этапами творчества были школьный хор, участие в разных ансамблях и творческих коллективах в роли солиста, затем музыкальная школа.
«Спорт и музыка были в моей жизни с ранних лет и всегда вели меня вперёд, – улыбается Евгений, – но музыка победила».
Воля случая
Родился и вырос Евгений Удовин в Днепропетровске. Окончив школу, решил поступать в музыкальное училище. Но вмешался случай, и он оказался студентом театрального училища.
До выбранного учебного заведения ехал на троллейбусе, остановка которого находилась, как раз напротив театрального училища. Юноша зашёл туда из обыкновенного любопытства. Увидел расписание, где были такие дисциплины, как вокал, ансамбль.
«Сразу подумал, вот то, что мне нужно! Я ведь хочу петь. И зачем тогда музыкальное училище? Тем более добираться так легко, как раз остановка транспорта рядом», – вспоминает певец.
Зерно любви к Родине
Когда поступал в училище, Евгений даже не думал об оперной сцене, видя себя эстрадным исполнителем. Любовь к классике парню сумела привить педагог по вокалу Лариса Крижан.
«Она посеяла в моей душе зерно любви к оперному искусству», – говорит Евгений.
Он начал слушать записи выступлений звёзд мировой оперы, любимым из которых сразу стал Пласидо Доминго. По окончании училища педагог сказала, что одарённый ученик просто обязан продолжить музыкальное образование в консерватории. Подругой и однокурсницей Ларисы Крижан оказалась наша именитая землячка – народная артистка Алина Коробко. На прослушивание к ней она и направила выпускника, обладавшего явным талантом оперного исполнителя.
Насыщенные студенческие годы
В Донецк к Алине Коробко педагог привезла Евгения лично. По-дружески Алина Николаевна согласилась прослушать парня у себя дома. Евгений спел два произведения: «Элегию» Массне и народную неаполитанскую песню «Страсть».
«Алина Николаевна сказала, что учиться дальше мне надо. Но в этом году она не набирала первокурсников. Посоветовала приехать поступать в Донецкую музыкальную академию на следующий год, когда новых студентов будет набирать тенор, заслуженный артист Юрий Косенко», – рассказывает Евгений.
Однако судьба распорядилась иначе. Через год Юрий Яковлевич ушёл из жизни, и Евгений Удовин стал студентом курса Алины Николаевны Коробко.
Учился у неё на основном курсе шесть лет. Окончил Донецкую музыкальную академию им. Прокофьева с красным дипломом.
За время учёбы в музакадемии певец полностью подготовил пять больших оперных партий, в том числе из спектаклей «Дон Жуан» (дон Оттавио), «Евгений Онегин» (Ленский), «Наталка Полтавка» (Пётр), «Волшебная флейта» (Тамино), «Бал-маскарад» (Ричард).
Донбасс опера – первая и единственная
На работу в Донецкий академический театр оперы и балета он пришёл уже с солидным репертуаром. Даже прослушивания не было. Зрители уже знали и любили молодого тенора, спевшего на сцене Донбасс Оперы выпускные спектакли консерватории «Волшебная флейта» и «Бал-маскарад». А ещё раньше, будучи студентом 3-го курса, Евгений исполнил в репертуарном спектакле «Евгений Онегин» партию Ленского, ставшую для него одной из коронных. Зрители сразу полюбили его и начали называть самым лиричным Ленским.
Первой ролью после того, как Евгений Удовин официально стал солистом театра, стала партия Неморино в опере «Любовный напиток». Учил музыкальный материал в отсутствии главного дирижёра, уехавшего на гастроли. Сдал готовую партию, произвёл фурор у зрителей.
Отдельной частью творчества стали оперетты, где певец мог показать не только вокальные данные, но и бесценные навыки актёрской игры, полученные во время учёбы в театральном училище. Альфред в «Летучей мыши», Ферри в «Королеве чардаша», Камиль в «Весёлой вдове», Тони в «Мистере Икс» вызывали восторг у публики, и многие брали билеты именно «на Удовина», заранее уточняя состав исполнителей.
Маленьких ролей не бывает
В этом Евгений Удовин убеждён на сто процентов. Он не считает, что имеет какое-то собственное творческое амплуа. Предпочитает не загонять себя в рамки, одинаково, с полной отдачей исполняя партии героев, яркие характерные роли и даже сказочных героев в детских спектаклях.
«Если это принц Калаф в опере „Турандот“, то я играю его как лирического героя, безумно влюблённого и готового ради этого даже рискнуть жизнью. Я не могу здесь как-то бегать, размахивать руками. Другое дело, например, Тони из оперетты „Мистер Икс“, где способ существования на сцене совсем иной, где динамика зашкаливает», – делится певец творческими секретами. На репетициях он всегда активен – готов искать, пробовать, ошибаться, слушать советы.
«Мне, как актёру, нужно собраться и продержаться в той физической форме, которую я себе спроектировал, работая над спектаклем. И не важно, сколько длится выход – три, пять или семь минут», – рассказывает Евгений.
Он настроен самокритично и не любит смотреть записи спектаклей со своим участием. Всегда кажется, что какие-то моменты можно было сделать лучше.
На грани фола
В жизни любого актёра бывают ситуации, когда происходят какие-то курьёзные случаи или же, наоборот, ему приходится выполнять настоящую героическую миссию. Так не раз бывало и у Евгения Удовина за два десятилетия его творческой деятельности. Один такой случай наблюдал автор этой статьи.
Зрители собрались в Донбасс Опере на спектакль «Риголетто». Уже прозвенел третий звонок. Но занавес всё не поднимался. Сначала объявили, что спектакль задерживается по техническим причинам. Но правда оказалась более тяжёлой. Солист, молодой тенор, которому предстояло исполнять партию герцога Мантуанского, заболел буквально за пару часов до начала спектакля, поднялась высокая температура, голос совсем не звучал. В театр приехал и над ним ворожил срочно вызванный врач-фониатр. Администрация в срочном порядке послала за дублёром – Евгением Удовиным. А на улице властвовал гололёд и непогода.
Добраться в театр у Евгения получилось лишь ко второму акту. Первый, на грани человеческих возможностей, вытянул заболевший коллега, с трудом державшийся на ногах из-за высокой температуры. Евгений не успел даже распеться. Надел костюм, почти не загримировался – и с блеском исполнил знакомую и любимую роль.
Сейчас своей главной задачей артист называет сохранить голос. А к ролям он готов любым. Главное – как можно дольше прослужить её величеству опере.
Юлия БАЛДИНА
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж». Читайте нас также ВКонтакте, и в Telegram.

















































