Идея президента Владимира Путина о международном альянсе по ИИ, которую он озвучил ещё в 2024-м, наконец стала реальностью. Спустя год Китай официально подхватил инициативу российского президента и предложил создать в этой сфере Всемирную организацию по сотрудничеству. От суверенного ИИ и дронов на фронте до глобальных альянсов – будущее искусственного интеллекта на всех фронтах уже наступает.
Новый подход к работе с ИИ
В Кёнчжуйской декларации, принятой по итогам саммита АТЭС, прошедшем с 31 октября по 1 ноября 2025 года, отдельный блок заняли пункты про будущее искусственного интеллекта.
В них говорится о равноправном доступе государств и организаций к благам ИИ и преодолении проблемы «цифрового разрыва», когда одни государства уже идут по пути цифровой трансформации, а другие лишены этой возможности на ближайшие годы вперёд.
По итогам саммита председатель КНР Си Цзиньпин выступил с предложением создать всемирную организацию по сотрудничеству в области искусственного интеллекта.
Это предложение стало, по сути, развитием инициативы Владимира Путина, озвученной на расширенном саммите глав БРИКС ещё в 2024 году.
«Взаимодействие БРИКС в научно-технической области вносит весомый вклад в преодоление глобального цифрового разрыва… Привлеку внимание к российскому предложению о создании альянса БРИКС в области ИИ», – предложил тогда российский президент.
Логично, что Москва сразу же поддержала предложение Пекина. В итоговом коммюнике двусторонней встречи было зафиксировано:
«Стороны выражают готовность к совместной работе над китайской инициативой по созданию Всемирной организации по сотрудничеству в области искусственного интеллекта».
В конце октября этого года Владимир Путин на съезде Русского географического общества говорил о необходимости создания «суверенного ИИ»:
«Только опираясь на нашу культуру, историю, языковое богатство, традиции и традиционные ценности, мы сможем создать суверенные модели искусственного интеллекта, а не копировать чужие решения, что приводит их к технологической и мировоззренческой зависимости, а в итоге и к утрате суверенитета».
Эти слова президента и решение присоединиться к Всемирной организации по сотрудничеству в сфере ИИ лишь на первый взгляд выглядят противоречиво. На самом деле, это всё – продолжение единой последовательной политики.
Эксперт в сфере ИИ и нейросетей, историк спецслужб Валентин Мзареулов в разговоре с «ДК» отметил, что в условиях многополярного мира говорить о «герметично» замкнутом на себя ИИ – практически невозможно.
«Суверенитет не означает автаркии. Мы не должны руками и ногами отбиваться от возможного сотрудничества с теми, кто хочет сотрудничать. Китай и Индия в этом плане очень перспективны. США также перспективны, но Штаты ни с кем сотрудничать не хотят, поэтому наш выбор очевиден».
Зачем всем нужен ИИ
Владимир Путин уже несколько лет последовательно продвигает идею «цифровой трансформации». В последние годы, по понятным причинам, президент обращает внимание на военный аспект. На заседании Военно-промышленной комиссии 23 апреля 2025 года он подчеркнул, что возможности применения искусственного интеллекта в ходе боевых действий «являются колоссальными».
«Следует активизировать выпуск и использование защищённых отечественных программных продуктов и разработок в области искусственного интеллекта для их применения в комплексных автоматизированных системах военного управления».
Системы с ИИ уже применяются в зоне СВО. Известно, например, о дроне «Бабай» с искусственным интеллектом.
Представители компании-разработчика системы, характеризуя преимущества дрона, в интервью ТАСС заявили:
«Система распознаёт любую цель, будь это легковой автомобиль или тяжелобронированная техника. Маскировка любого типа практически не спасает ВСУ, система чётко и без труда всё распознаёт. Помимо силуэта и образа, ИИ определяет характерные признаки техники для лучшего наведения».
Впрочем, чаще президент говорит не о военном, а о гуманитарном применении технологий искусственного интеллекта. Ещё в 2021 году глава России на международной конференции «Artificial Intelligence (AI) Journey» подчёркивал:
«Важно, чтобы такие прорывные решения работали ни в коем случае не во вред, а на благо человека, помогали сберечь планету, обеспечить её устойчивое развитие».
Этот посыл практически дословно повторяется в Кёнчжуйской декларации саммита АТЭС:
«Мы призываем к дальнейшим усилиям по повышению безопасности, доступности, достоверности и надёжности реализации преимуществ ИИ. Мы призываем изучать совместные подходы к использованию преимуществ трансформации ИИ для обеспечения конструктивного участия всех в экономике, закладывая основу для общества, в котором каждый получает выгоду от технологических достижений, а ИИ используется для повышения благосостояния всех наших граждан».
США опять против
Занятной в этом контексте представляется позиция США, которые также являются членами АТЭС, а значит, подписали Кёнчжуйскую декларацию. Вот только политика Дональда Трампа фактически направлена против пунктов этого документа о совместной работе над ИИ.
Трамп ограничил поставки деталей для создания дата-центров и иной инфраструктуры ИИ даже своим ближайшим союзникам по НАТО. Он же «продавил» сделку по редкоземельным ресурсам с Украиной. Что получил от этой сделки киевский режим – эксперты гадают до сих пор. А вот Вашингтон получил свободный доступ к тем ресурсам, без которых материальную инфраструктуру для развитого национального ИИ не создать.
По мнению Валентина Мзареулова, ждать изменений политики США в работе с ИИ после подписания декларации АТЭС было бы наивно.
«Вся нынешняя политика Штатов направлена на сохранение своего лидерства в мире. ИИ-технологии не исключение. Штатам было бы интересно получить чужие разработки, но уж точно не делиться чем-то своим», – подчеркнул эксперт.
Страны «глобального большинства» выбирают иной путь, путь многополярности. Который заключается в равноправном партнёрстве, обмене опытом и наработками для создания своих суверенных ИИ.
Владимир Путин обрисовал эту концепцию на конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта», прошедшей ещё 11 декабря 2024 года.
«Алгоритмы таких систем должны быть доверенными, то есть понятными, открытыми и непредвзятыми, разрабатываться с учётом культурных, национальных особенностей каждой цивилизации с её историей, идентичностью и традициями, к которым мы в России относимся с глубоким уважением», – заявил президент.
Что в итоге?
Искусственный интеллект уже не фантастика, а реальность, которая меняет всё: от быта до глобальной экономики. И этой трансформацией нужно управлять. Новая стратегия, озвученная ранее президентом Владимиром Путиным и воплощённая в международных соглашениях, предлагает именно такой путь: не изоляция, а равноправное сотрудничество для создания технологий, которые служат во благо человека. Так, объединив усилия, мы сможем не просто адаптироваться к будущему, а вместе построить его – справедливое и технологически развитое.
Александр ЧАУСОВ, публицист, кандидат исторических наук
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж». Читайте нас также ВКонтакте, и в Telegram.















































