Лифт – сердце каждой многоэтажки, и в большинстве домов Республики его запуск начинается с металлического вздоха шахты, кнопки стёрты до блеска, а в кабине пахнет машинным маслом. Страшно заходить? Да, а ехать-то всё равно нужно. Особенно сейчас, когда кабина лифта для многих людей – единственный способ сделать запасы воды из врезки. «Старички» техники со стажем более полувека явно не рассчитывали на такую нагрузку и постепенно выходят из строя. Темпы ремонта пока не успевают за масштабом проблемы – около 7 тысяч подъёмных механизмов в ДНР нуждаются в обновлении и техобслуживании.
Безопасное «покорение высот»
О том, как нужен этот железный механизм, задумываешься только после его поломки. Недавно лифт заглох и в моём доме, тогда пришлось идти пешком на 12-й этаж несколько раз за день. Сначала была стадия гнева, когда с каждым этажом сильнее ругаешь эту глупую развалюху, что сломалась в самый неподходящий момент. Потом этап отрицания и даже надежды: ласково просишь лифт заработать и проверяешь на каждом пролёте кнопку – вдруг запустится. Думаю, подобная история есть у многих. В итоге произошло чудо, и мастера воскресили наш подъёмник. Но большинство лифтов очередную «реанимацию» не переживут – нужна полная замена.
Так случилось и в доме по улице Высоцкого в Кировском районе Донецка, где лифты работали без обновления с 70-х годов. Каждый подъём на этих ветеранах труда был маленьким испытанием, мамы с детьми и пожилые жильцы боялись даже заходить, чтобы не остаться заблокированными внутри при поломке. Один из жителей признаётся, что три месяца, пока лифт стоял, старался не выходить лишний раз даже в магазин или на прогулку – пенсионеру подниматься пешком на девятый этаж было слишком тяжело.
«Сегодня первый раз пришёл к сыну в гости, потому что написала соседка, что лифт запустили. Думаю, пойду проведаю, заодно и посмотрю, что за обновления у нас в доме», – рассказывает Александр Данаев, житель Кировского района Донецка.
Зайдя в кабину, мужчина был удивлён, увидев новые коммуникации, телефоны для экстренной связи и даже звуковое оповещение и интернет – редкость для жильцов, привыкших к лифтам, где даже мобильная связь часто пропадает. Новый подъёмник рассчитан на пять человек, максимальная нагрузка 400 килограммов.
«Умная» кабина лифта
Жители ещё одного адреса в Донецке дождались запуска нового помощника. Две старые кабины отжили своё в Калининском районе по улице Моцарта. Старожилы дома отмечают, что ни разу с постройки дома не видели ремонта механизма, а уж таких технических новинок, как голосовой помощник и экран в лифте, и подавно. Передвигаться в кабинах было попросту опасно, и особенно тяжело приходилось людям с ограниченными возможностями. Но не успели обрадоваться замене, как появились бюрократические нюансы.
«Сказали, что с 15 ноября лифт заработает, но этого не произошло. А потом наши жильцы ходили в местное лифтовое хозяйство жаловаться, чтобы быстрее пришла комиссия с проверкой и дала добро на запуск лифта. Мы очень рады, теперь ехать стало комфортно и даже музыка играет», – делится жительница дома.
В лифтах есть связь с диспетчером, вентиляция и сопровождающее звуковое оповещение, указывающее этаж. И самое главное, больше не нужно бояться, что вас защемит дверь – автоматический датчик с фотобарьером не даст этого сделать, пока человек находится в проёме. Не прошло и недели, как жильцы уже обсуждают идею установить видеокамеру – чтобы вовремя фиксировать случаи порчи, самовольной расклейки объявлений или надписей на стенах, призывая соседей к сохранности общего имущества.
Московский знак качества
В работу по обновлению лифтов в ДНР включились специалисты Щербинского лифтостроительного завода – московского предприятия, которое делает лифты с 1943 года и считается одним из крупнейших в стране. Там производят всё, начиная от привычных пассажирских кабин до специальных больничных и грузовых подъёмников: с 2022 года на конвейере появились скоростные пассажирские лифты для высоток, делают лифты без машинного помещения, панорамные кабины и подъёмники для маломобильных граждан, а ещё комплектующие – кабины, двери, электрические блоки и элементы шахт.
Сейчас бригады работают на замене лифтов в городах Республики. По словам Сергея Платонова, директора по развитию монтажа, многое из того, что стояло в домах десятилетиями, уже непригодно к эксплуатации, а сами шахты часто завалены мусором и требуют серьёзной чистки.
Четверть века – лифт на пенсию
«Основные критерии отбора – степень изношенности оборудования и срок его службы. Нормативный срок эксплуатации лифта составляет 25 лет. Перед заменой работает комиссия: специалисты осматривают подъёмники, фиксируют замечания и устанавливают сроки для устранения», – поясняет Елена Жураковская, директор Донецкого филиала «Единого регионального фонда по управлению МКД ДНР».
Работы проходят в рамках масштабной программы по модернизации лифтового оборудования. До конца года планируют заменить 645 лифтов. На установку одного уходит обычно 2-3 месяца – всё зависит от конструкции и от того, как устроен конкретный дом.
«Замена старых лифтов – это в первую очередь безопасность людей, а также важный шаг к повышению качества жизни. Наша задача – не просто восстановить инфраструктуру, но и развивать новые регионы, чтобы к 2030 году вывести их на среднероссийский уровень, как и поручил президент», – отметил Валерий Леонов, заместитель министра строительства и ЖКХ РФ.
Планы по обновлению
Модернизация коммунальной инфраструктуры в ДНР проходит под руководством Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства региона. Там сообщили, что в этом году из запланированных 645 лифтов ввели в эксплуатацию более трети. По остальным продолжаются строительно‑монтажные работы – бригады разбирают старые шахты, ставят рельсы и подключают коммуникации.
«В Республику поставлено всё необходимое подъёмное оборудование, запланированное программой замены лифтов в многоквартирных домах. Активно продолжаются работы по установке новых лифтов. Стараемся максимально ускорить этот процесс, не нарушая требований качества и безопасности», – отметил Владимир Дубовка, руководитель Минстроя ДНР.
За прошлые четыре года произошла заметная революция в подъездах наших городов: полностью переоснастили и заменили 729 лифтов – большая часть работ профинансирована из региональных целевых программ, примерно две четверти заменили благодаря помощи регионов-шефов и при поддержке АО «ДОМ.РФ», ещё часть обновили за счёт республиканского бюджета.
На следующий год точно внесены в список на замену почти 300, однако власти намерены увеличить эту цифру, привлекая различные возможности финансирования. До конца 2028 года обновят более тысячи устаревших кабин и механизмов.
Мы привыкли доверять лифту самые простые, но важные дела – поднять на этаж детские коляски и сумки из магазина, доставить новую мебель или велосипед для сына, а теперь и жизненно необходимый запас воды в вёдрах и баклажках. Новые кабины уже монтируют и вводят в строй, и в многоэтажные дома постепенно возвращается привычный ритм без подсчёта шагов по лестнице.
Но не только «сердце» дома подлежит регулярному техосмотру и ремонту. Параллельно идёт масштабное обновление жилья. Впервые в исторических регионах реализуется программа капремонта МКД, для проведения которой финподдержку оказывает Фонд развития территорий. Одобрена дополнительная заявка для ДНР – на ремонт многоквартирных домов выделено свыше 1 миллиарда рублей. В рамках федеральной программы капитального ремонта жилья в 2025–2026 годах планируется реконструировать 489 многоквартирных домов.
Юлия ПУРЫШЕВА
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж». Читайте нас также ВКонтакте, и в Telegram.




















































