Объяснять и доказывать необходимо даже очевидное. Ведь ничто так не нуждается в защите как правда. И лучше в сотый раз открыть одну и ту же истину, чем вообще забыть о ней. Поэтому, приближаясь к горькой дате смерти Пушкина, мы ещё раз вспомним детали этого преступления.
Идеальное убийство это…
Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гумилёв, Есенин, Рубцов… Это не просто замечательные русские поэты. Это поэты, которых убили. Разное время, разная судьба, разные убийцы и причины преступления. Но самое громкое «дело» о самом важном русском поэте больше ста лет оставалось нераскрытым. Более того, казалось, что и раскрывать-то нечего.
В фильме «Убийства в Оксфорде» есть такая интересная фраза: «Идеальное убийство – это не то, которое невозможно раскрыть. Наоборот, это убийство, за которое поймали и осудили, дело закрыли, а настоящий преступник остался на свободе». Убийство Александра Сергеевича и было таким «идеальным».
Внешне всё просто. Супруга-кокетка – француз-любовник – муж-ревнивец – дуэль – смерть мужа. Банальный до пошлости любовный треугольник… А если учесть количество дуэлей, которые были у Александра Сергеевича до рокового 27 января 1837 года, то можно даже порадоваться, что поэта не убили намного раньше. Автор ЖЗЛ о Рубцове Н. Коняев даже подчёркивает предопределённость подобного исхода: «Когда-то в учебниках литературы можно было прочитать, кто двигал рукой Дантеса, кто стоял за спиной Мартынова. Эти объяснения в силу примитивности своей вызывают отторжение у нормального человека. Как-то сразу вспоминаешь, что кроме различных особ, заинтересованных в устранении беспокойных и непокорных поэтов, и сами Пушкин и Лермонтов кое-что сделали, чтобы умереть так, как они умерли…»
Итак, Пушкин пал жертвой собственной ревности. Убийца известен: французский барон Жорж Дантес. Он наказан – лишён чинов и выдворен из России. Дело закрыто.
Царь-убийца и царь-друг
Если всё-таки убийство Пушкина было не так просто, как выглядит, зададимся классическим в этом случае вопросом – КОМУ ЭТО ВЫГОДНО? Кому мог мешать небогатый, политически невлиятельный рифмоплёт? Мешать настолько, что понадобилось физическое устранение?
Как показывает статистика, большинство заказных преступлений совершается по причине прозаической – деньги. Но есть и мотив иного рода. В частности, им руководствовались инициаторы ликвидации Дарьи Дугиной и Владлена Татарского. Убили не просто людей, убили носителей ИДЕИ.
Советские историки за плечом Дантеса видели только фигуру Николая I. Тиран- самодержец, дескать, и вольнодумными стихами Пушкина был недоволен, и сам на Наталью Николаевну заглядывался. Но эта версия основывалась не на фактах, а на антимонархической идеологии, согласно которой царь по определению не может быть порядочным человеком. Факты же показывают обратное. После трагедии царь лично распорядился уплатить все долги Пушкина, обеспечил его детей и поручил издать сочинения (!!!) «вождя вольнодумцев» за казённый счёт. Также известно, что когда В. Жуковский спросил умирающего Пушкина: «Что сказать от тебя царю?», поэт ответил: «Скажи, жаль, что умираю, весь его бы был».
Прощаю ему
Продолжаем расследование. Из воспоминай П. Вяземского известно, что Данзас (секундант поэта) спрашивал у умирающего Пушкина, не поручит ли он чего-нибудь, в случае смерти, касательно Геккерна. «Требую, чтобы ты не мстил за мою смерть, прощаю ему и хочу умереть христианином», – ответил поэт.
Так появляется третий фигурант дела – голландский дипломат Луи Геккерн, приёмный отец Жоржа Дантеса. Пикантности ситуации придают следующие детали: Геккерн усыновил Дантеса в 1836 году, когда «сыночку» было уже 24 года. Сам «папочка» никогда не состоял в браке и (чтоб выразиться помягче) разделял «передовые европейские ценности». Иными словами, РЕВНОВАТЬ свою супругу Пушкину было просто не к кому.
Тем не менее, именно Геккерну Пушкин посылает оскорбительное письмо, послужившее поводом к дуэли. Сам «папа» как посол иностранного государства выйти к барьеру не мог, и послал вместо себя «сыночка». «Сыночек» выстрелил ПЕРВЫМ. Не стоит забывать этот факт. Ведь дуэль не обязательно должна завершиться поединком и, тем более, смертью одного из дуэлянтов. Сам Пушкин участвовал как минимум в 15 дуэлях и никого НЕ УБИЛ. В большинстве случаев соперники примирялись до поединка. Речь не о том, что благородный поэт должен был мириться с мерзавцами. Речь о том, с какой конкретной целью эти мерзавцы довели благородного поэта до дуэли.
Будь справедлив и накажи убийцу
В отличие от Пушкина, пылающий благородным гневом Лермонтов никого прощать не собирался. Обратим внимание на эпиграф к знаменитой «Смерти поэта»:
Отмщенье, государь, отмщенье!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу…
Иными словами, Лермонтов видит не царя главным виновником трагедии, а тех, кто «жадною толпой стоит у трона». Вернёмся к ранее заданному вопросу: чем Пушкин мешал особам, приближенным к императору? И вернёмся к тем же аналогиям: тем же, чем мешал мыслитель Александр Дугин (жертвой покушения стала его дочь Дарья) и военкор-блогер Фомин (Татарский). И если мы не понимаем значение Пушкина для России, то наши враги это прекрасно ПОНИМАЛИ.
Поэт умер в мирное время. Но уже через 15 лет грянула катастрофа Крымской войны, а ей, в свою очередь, предшествовала оголтелая русофобия в Европе. «С 1840-х наблюдалось усиление антироссийских настроений», – констатирует Википедия. То есть убийство Пушкина хронологически лишь на три года опережает не появление (они были всегда), а УСИЛЕНИЕ этих настроений. И упрекать Николая I надо не в гибели поэта, а в том, что у его трона стояли «свободы, гения и славы палачи». Такие, как, например, министр иностранных дел Карл Нессельроде. Роль этого предателя в крымской катастрофе ещё ждёт своего подробного исследования. А его роль в гибели Пушкина осветил выдающийся историк и литературовед В. Кожинов. Всем желающим подробнее ознакомиться с «материалами дела» рекомендую его книгу «ЖЗЛ Тютчев». В рамках же нашей статьи ограничимся следующими выводами. Вопреки устоявшемуся, но ошибочному мнению, Пушкин в последние годы с царём не враждовал. И царь, в свою очередь, не видел в поэте опасного для режима вольнодумца. Наоборот, Пушкин оказывал всё большее влияние на позиции царя в сфере культуры и политики. «Пророссийские» и чуждые европейским ценностям взгляды поэта настораживали Нессельроде и приближенных к его кругу деятелей. Одним из таких приближенных был Геккерн…
Ничего лучше, чем опорочить честь супруги поэта великодержавные мужи не придумали. Кто конкретно сочинял текст посланного поэту «Диплома ордена рогоносцев» неизвестно. Но своей цели мерзавцы не достигли. Намекнув на связь Николая I и Натальи Николаевны, они стремились окончательно и бесповоротно рассорить царя и «умнейшего человека России» (как определил Пушкина сам самодержец). «Умнейший» понял, кто и зачем это затеял и вместо обиды на Николая I вызвал на дуэль Геккерна.
Сокровища скифов…
Подведём итоги. Начав с «пошлой интрижки», Пушкин-Наталья-Дантес мы вышли, без преувеличения, на геополитический уровень. И в деле поэта стали фигурировать лица государственных масштабов: царь, министр иностранных дел, иностранный посол. Кому-то это может показаться чрезмерным стремлением возвеличить значение Пушкина. Может быть, но главное, чтоб мы сами это ЗНАЧЕНИЕ не забывали. Стихи Пушкина – больше, чем просто рифмованные строки. Читая их, считал В. Кожинов, «мы словно поднимаемся на целую ступень в своём духовном развитии». Не понимать их, как писал Ф. Достоевский, «значит не иметь права называться русским».
Пушкина убили как носителя ИДЕИ. Той самой русской идеи, к которой он старался приобщить царя. К которой он приобщил всех нас. Это идея о значении России как самостоятельного государства, которое не должно быть копией или колонией Востока или Запада. Русский мыслитель В. Розанов констатировал: «Он вообще догадался, что мы – скифы. Но, гениальное сердце, он в этом скифе открыл сокровища, которых, пожалуй, не было в Капитолии. Сущность Пушкина выражается в совершенной естественности в нём русского, возвеличившегося до величайшей, до глубочайшей и высочайшей общечеловечности».
Взгляды Пушкина и тогда, и сейчас разделяют не все. И это понятно. Отважиться НА РАВНЫЙ диалог с Европой нам трудно и на бытовом, и на политическом уровне. Трудно не считать Запад «учителем», «образцом для подражания» и «лучшим миром». Трудно тем «русским» политикам, чьи дети и родственники живут, учатся и отдыхают в странах НАТО. Тем «русским» гражданам, для которых цель всей жизни уехать жить в Америку. Тем «русским» писателям, которые приняли гражданство «стран первого мира».
Пушкин на такой диалог отважился. И вывел русскую литературу на мировой уровень. На этот же уровень после триумфа 1812 года вышла Россия. И ее, как Пушкина, сейчас пытаются уничтожить Нессельроде и Геккерны ХХI века. Конечно, не лично. Для этого у них есть «сынок» Дантес-Украина. А после СВО найдётся кто-нибудь ещё.
Артём Маслов