2024 год объявлен в России Годом семьи. Что может быть лучше увлечения, объединяющего в семье и старших, и младших? А если это увлечение ещё дарит здоровье и открывает тайны родного края? Об этом нашим читателям рассказывает руководитель туристического клуба «Незабудка» Виктор Голодник.
– Виктор, как Вам пришла идея заниматься семейным туризмом?
– Это было вполне логичное развитие событий. У меня большая семья – четверо детей, двое из которых ещё совсем маленькие. Есть две племянницы.
Сейчас мы живём в эпоху цифровых технологий, когда игрушки детям заменили смартфоны, планшеты, ноутбуки. Просиживание с гаджетами в руках стало для подрастающего поколения, к великому сожалению, основным видом досуга. Смотря на весь этот процесс, я понимал, что детей нужно спасать, отрывать от экранов.
И вот мы начали ходить в походы. Идея понравилась моей жене и пришлась по душе старшему ребёнку, уже отметившему своё 19-летие. Поддержали и младшие. С течением времени к нам присоединились семьи друзей и знакомых.
С учётом интересов наших юных туристов, мы исключили экстремальные маршруты и проводили время с максимальной безопасностью. Хотя сами имели очень интересный опыт. В студенческие годы мы бывали завсегдатаями Кавказа, где сплавлялись по горным рекам, лазали по горам, не обращая внимания на крутизну склонов и находившиеся совсем рядом обрывы.
– Как переселенцу из Красного Лимана, Вам пришлось начинать дело с нуля уже на территории ДНР, в Енакиево. Сложно было?
– Многие годы туризм был моим любимым хобби. Активно действовал наш клуб, мы даже принимали участие в соревнованиях. А в 2014-м работал в Красном Лимане и мне пришлось остаться там: нас разделила линия фронта. Из-за военных действий был вынужден временно отказаться от туризма и занялся исключительно решением своих семейных дел и зарабатыванием денег на содержание детей.
Во время боёв за Красный Лиман ко мне в дом прилетел украинский снаряд. Всё сгорело. Ехать было некуда, все туристические места оказались побиты и изуродованы войной, в том числе и Щурово. Но я не унывал. Главное, моя семья осталась жива.
Мы решили не искушать судьбу и вернулись в Енакиево, в мои родные места. Здесь я родился, вырос, прошёл становление как личность. Здесь живут все мои родственники, осталось много друзей и знакомых. Мы остановились в доме, который я строил вместе с папой, когда ещё учился в школе. Вместе с нами живёт моя мама и сестра с двумя детьми.
Перезимовали мы в Енакиево. Я начал скучать по работе, душа стремилась заниматься какой-то деятельностью, что-то создавать, что-то созидать.
– И тогда Вы?..
– Моё внимание привлёк тот факт, что школьники третий год сидят на дистанционном обучении, они лишены живого общения. Их контакты друг с другом сводятся к перепискам в соцсетях и мессенджерах. В том числе и двое моих старших детей в такой печальной ситуации. Безусловно, такое онлайн-существование губительно скажется не только на их зрении и осанке, но и на социализации в реальном мире. Им будет трудно коммуницировать, заводить контакты, друзей, просто нормально общаться не через экран. И вот мы снова начали ходить в походы. Сначала своей семьёй. Потом к нам присоединялись друзья с жёнами и детьми. На время похода все оставляют смартфоны дома. У нас только живое общение, только живые контакты.
Постепенно мы освоили такой досуг, как сплав на байдарках. Вскоре добавились наши тусовки в Донецке на Кальмиусе по средам. Открыли мы для себя реку Крынка, по которой также можно сплавляться. С началом холодного времени года вспомнилась старая русская традиция по оздоровлению в парилке. Заказал чан и сейчас строю свою, настоящую русскую баню. К лету придут новые креативные идеи активного отдыха.
– Можно сказать, что планов у Вас много?
– Да, много. Но их реализация упирается в финансовые трудности, ведь любой проект требует инвестиций. Я смотрю в завтрашний день с оптимизмом. Наш проект интересный.
– Мне посчастливилось участвовать в походах по Крынке. Там встретилось много людей разных возрастов из Донецка, Макеевки, Харцызска. Почему сейчас так востребована эта форма отдыха?
– Это активный вид отдыха, дающий возможность делать что-то интересное и полезное всей семьёй. Далеко не каждый может сесть на велосипед и проехать от десяти до сорока километров. Точно так же не все могут взять своего ребёнка пяти-семи лет за руку и прошагать с ним дюжину километров. А у нас семья надевает спасательные жилеты, садится в лодку и сплавляется по реке с живописными берегами. Это и прекрасный отдых, отвлекающий от всех проблем, остающихся где-то далеко, в городском бетонном мире.
Для общения между людьми у нас созданы все условия. Мои дети показывают пример. Они открытые, компанейские ребята, готовые помочь всем перезнакомиться и начать разговор на тему, которая была бы интересна каждому. Мы приглашаем приезжать к нам с детьми. Участие для малышей в наших мероприятиях бесплатное. Интересно будет у нас и одиноким мамам.
Наши цены приятно удивят. Максимально комфортным будет и транспорт. Все условия обговариваются, и мы готовы подвести на своём транспорте к месту начала похода тех, кому это необходимо. Как руководитель, стараюсь индивидуально подходить к каждому участнику наших мероприятий, чтобы он ощущал себя максимально комфортно.
– С недавнего времени Федерация спортивного туризма ДНР стала составной частью Федерации спортивного туризма России. Знаю, что Вы активно принимаете участие в деятельности этой организации. Поэтому вопрос: что планируется на уровне федерации в плане развития и популяризации семейного туризма?
– Федерация больше занимается именно спортивным туризмом, когда есть сложные маршруты, какие-то цели, соревнования команд, гонка за результатом. А мы идём параллельно. Да, я активно участвую в работе федерации, но одновременно мы проводим мероприятия, где не гонимся за рекордами. Они носят массовый характер и это скорее походы выходного дня. А в соревнованиях по спортивному туризму дети до шестнадцати лет участвовать не могут.
Думаю, что в дальнейшем мы также будем участниками соревнований и спортивных походов. У нас Кавказ недалеко. А при наличии финансирования и господдержки можно ездить даже в Карелию.
– Есть мнение: чтобы в большом спорте вырастить одного третьеразрядника, нужны десять человек, занимающихся физкультурой ради удовольствия. Соответственно, для одного второразрядника нужны десять третьеразрядников и так далее. Согласны ли Вы с тем, что семейный туризм создаёт базу для спортивного туризма?
– Разумеется. Он не создаёт, а является базой для спортивного туризма. Семейный туризм – это массовое явление, а спортивный – его естественное продолжение, когда решать на маршруте приходится более сложные задачи. Сложность всегда повышается постепенно. Кто-то останавливается на первом разряде. Я в своё время дошёл до кандидата в мастера спорта по спортивному туризму. Посещал соревнования, принимал активное участие в жизни федерации тогда ещё Украины.
– Недавно Вы вернулись из Крыма…
– Совершенно верно. Эта поездка была организована, чтобы скрасить будни без походов в холодное время года. Добирались до полуострова мы на машинах. Ночевали в гостевом доме в окрестностях Гурзуфа. Пищу готовили в котле или на мангале. Ходили по горам, наслаждаясь неповторимой красотой крымской природы. Посещали такие достопримечательности, как Ласточкино гнездо, парк Воронцовского дворца в Алупке. В первый день мы прошли в ритме пешеходной прогулки десять километров, а во второй – более двадцати.
Александра РУЖЕЙНИКОВА
Фото из архива Виктора Голодника