На небе были видны какие-то красные хвосты, которые, по объяснению новгородского юродивого, означали «рождение человека знаменитого и нехристям страшного». Один мужичок, якобы не веривший объяснению юродивого, опоздав выйти из города днём, шёл по полю ночью…
Около полуночи к нему незаметно, как бы выросши из земли, пристал молодой человек, красивый собою, но небогато одетый, который, разговорившись с путником, сказал, что родился такой ребёнок на земле, каких ещё не видывал свет. На вопрос крестьянина, где родился этот чудный младенец, незнакомец отвечал, что никогда никому не будет и не должно быть известно место рождения этого ребёнка. Так, одни говорят, что он родился в Москве, другие — в Финляндии.
Этим мистическим ореолом окутано рождение великого русского полководца Александра Васильевича Суворова – человека глубокой веры, живого ума и твёрдой воли, в котором непостижимым образом сочетались величайшая воинская отвага с христианским смирением и любовью к ближнему.
Личность Суворова во многом нетипичная для отечественной истории. Дело в том, что Русь–Россия на протяжении всей своей истории вела в большинстве оборонительные войны, отражая поползновения соседей, в основном западных «цивилизаторов», а в XVIII веке наоборот. Со времён Петра Первого Россия вынуждена была перейти к активным наступательным действиям, дабы обезопасить свои рубежи от агрессивных соседей. В итоге было нивелировано Крымское ханство, положив конец рынку работорговли, на который веками угоняли славянских людей крымские и ногайские ханы. На европейской арене Россия выступила как мощная сверхдержава, разгромив непобедимого доселе Фридриха, и, выполняя имперский долг, наложенный на наш народ Вселенской Православной Церковью, вела успешную освободительную борьбу угнетаемых Османской Турцией православных братьев.
Эти обстоятельства наложили свой неизгладимый отпечаток на характер деятельности Суворова. Ведь за всю свою более чем полувековую службу Отечеству Александр Васильевич ни разу не участвовал в оборонительной кампании и не вёл оборонительных войн. Поэтому неудивительно, что визитной карточкой полководца стала стремительная штыковая атака пехоты, как её назовут потом, атакой «по-суворовски»: «Пуля – дура, а штык – молодец», – наставлял солдат Александр Васильевич в своём знаменитом воинском трактате «Наука побеждать».
Нужно отметить, что первым открыл силу штыка Пётр Первый, но в его военной тактике она была ещё незначительна. По смерти Петра, во времена бироновщины, засилье немецких традиций оттеснило в русской армии роль штыка на задний план, отдав первенствующее место линейной тактике ведения огня.
Однако петровские традиции, соответствующие национальным особенностям русской армии, не могли быть забыты. В Семилетней войне русские штыки не раз решали участь боя. Суворов не только возродил эти традиции; он первым в Европе (и единственным) придал первенствующее значение удару холодным оружием, сделал его главным военно-воспитательным средством, довёл до высокой степени совершенства штыковую атаку. Он сам глубоко верил и воспитывал в подчинённых веру в силу русского штыка, в превосходство русского ратника над любым супостатом в штыковой схватке: «У неприятеля те же руки, да русского штыка не знает».
И это было не пустой бравадой, а именно реальной оценкой тактико-технических свойств стрелкового оружия своего времени, не претерпевшего существенных изменений со времён Петра. Прицельный огонь из ружей в то время возможен был с расстояния примерно в шестьдесят шагов. Это же расстояние пехота может пробежать за 20 секунд. За это время лучший стрелок не сделает более одного выстрела, так как заряжание ружья с дула было делом нелёгким и, во всяком случае, небыстрым. Отсюда вытекает, что преимущество в ближнем бою будет иметь та сторона, у которой больше решимости сойтись в рукопашный бой и больше уменья владеть штыком.
Начав свою воинскую карьеру с нижних чинов, Суворов прекрасно изучил характер русского солдата. Участвуя в военных кампаниях, Александр Васильевич имел возможность сделать сравнительную оценку сильнейших европейских армий: русской, прусской и австрийской – и близко познакомиться с боевыми качествами русского солдата в суровой обстановке войны.
Европейские армии по преимуществу состояли из наёмников. Отсутствие, прежде всего, моральной мотивации приводило к низкой дисциплине: солдата наёмных армий было трудно заставить драться в условиях, когда он предоставлен самому себе и не чувствует «палки капрала». На этом фоне Суворов уяснил, какое огромное преимущество в руках полководца представляют более высокие моральные и боевые качества русской армии, комплектуемой на началах рекрутской повинности и национальной по составу, в которой вера и патриотизм были присущи как простому солдату, так и главнокомандующему. Русская армия являлась очень мощной структурой и была достойна великого государства, которое она защищала. Важнейшими основами службы были личный пример командира, взаимовыручка и уважение, общая идея Божьего благословения воинам, с честью и достоинством совершающим своё служение.
Эти выводы послужили для Суворова основанием создания собственной военно-воспитательной школы, в основе которой лежали высокие моральные качества русского воина, правильная тактика и соответствующее обучение войск: «Хотя храбрость, бодрость и мужество всюду и при всех случаях потребны, токмо тщетны они, ежели не будут истекать от искусства, которое вырастает от испытаниев при внушениях и затверждениях каждому должности его».
Простота и конкретность поставленной задачи характеризуют суворовский манёвр, а также являются основополагающим принципом боевой подготовки войск: учить тому, что требуется на войне. Суворов воспитывал в солдатах уверенность в своей силе, непобедимости, превосходстве над любым противником: «Чудо-Богатыри! Неприятель от вас дрожит!» (Почему-то на ум сразу приходит параллель с подготовкой американских «котиков», которым инструктора на занятиях постоянно внушают, что они «кусок дерьма» и «отбросы». Что ж, как говорится, воюют как готовили). Суворовский солдат должен был быть убеждён, что для него нет неодолимых препятствий – «Ров не глубок, вал не высок!». Ни лес, ни болото не могут задержать наступления, даже через реку – тяжело, но не невозможно. Кавалерия должна всюду пройти, где проходит пехота, кроме разве болота, а казаки – те «везде пролезут».
В тоже время обращает на себя внимание то, с какой заботой и постоянством Суворов оберегает души своих солдат от ожесточения, призывая их к милосердию и благородству, к христианскому отношению как к вражеским солдатам, так и к мирному населению. Такое отношение к нравственному облику солдата, по-видимому, характерно исключительно для русской армии.
И эта особенность христолюбивого воинства не раз приносила свои добрые плоды. Во время Итальянской кампании 1799 года армия Суворова снискала любовь и поддержку местных жителей, настрадавшихся от притеснений «цивилизованных» французов. Кстати, тоже любителей штыков, которые, по словам министра иностранных дел Франции Талейрана, «хорошая вещь, которая позволяет делать всё, но обладает существенным недостатком – на них нельзя сидеть».
Как видим, концептуально разный подход к оружию даёт чёткую характеристику идеологических доктрин, столкнувшихся на Пиренеях в военном противостоянии. «Просвещённая», богоборческая революционная Франция, войска которой, лишённые естественных человеку нравственных законов, установленных Творцом, наводили ужас и тиранили местное население. А с другой стороны было русское христолюбивое воинство – осознававшее своё служение как миссию, как проповедь Православного христианства народам, страдавшим под игом безбожной власти. Слава о доблести и человеколюбии Суворова и его солдат бежала впереди Русской армии, что послужило немалым подспорьем в освобождении Италии от орд Наполеона. Причём Русская армия освободила итальянскую землю в два раза быстрее, чем Наполеон её захватывал.
Для русского человека Суворов не просто величайший полководец XVIII века. Он – национальное достояние. Не каждый народ удостоен Богом чести иметь таких сынов незыблемой славы, сохранивших непорочным свои имя и честь Русского мундира. Заметьте, в дни либерального погрома русского государства, в 1990-е годы, богоборцами была запущена волна повальной дискредитации национальных героев и святых, и, казалось, навек растоптали Сталина и Распутина, а на Суворова сколько ни вылили помоев – в итоге не прилипло ни пятнышка.
Сейчас процесс возрождения Русского мира, обусловленный логикой исторического развития, уже запущен и неотвратим, что обусловило поиск идеологической концепции построения возрождающейся России. Современные интеллектуалы кидаются из крайностей, пытаясь вновь придумать велосипед. Судьба России предрешена Господом – хранить, оберегать и защищать истину Христовой Веры, государственную идеологию которой сформулировал ещё в XVI веке старец Филофей: «Москва – Третий Рим, а четвёртому уже не бывать». Нести в растленный, лживый и порочный мир красоту, настоящую духовность и отстаивать правду – наша святая миссия, тяжёлый и почётный крест, данный нам Господом до конца человеческой истории.
Этим идеалам всю жизнь служил Александр Васильевич:«Господь произвёл Россию только одну. Она соперниц не имеет». Известно, что заходя в царские покои, Суворов демонстративно сначала клал три земных поклона образу Пресвятой Богородицы, висевшему на стене, и только после обращал свой взор к Императрице, чем приводил Екатерину в «немалый конфуз».
«Безбожие поглощает государства и государей, веру, права и нравы», – эти слова Суворова, надеюсь, станут пророческими для всех нас, ибо «Господь произвёл Россию только одну», и сейчас нам, по милости Своей, дал уникальный шанс возродить родное Отечество, а это возможно лишь на твёрдом духовном фундаменте, каковым является наша Святая Православная Церковь. А Церковь начинается внутри каждого из нас, ибо «Царствие Божие внутри вас есть».
Олег КРИВОРОТОВ