13 января, аккурат в празднование старого Нового года, отмечается День российской печати. Праздник тех, для кого, что написано пером, не вырубишь топором. В нашем приложении – что вышло в печатном исполнении, уже нельзя, как на интернет-ресурсах, быстренько подправить. Поэтому печатное слово требует тщательного подхода и объективной взвешенности. Поэтому за печатным словом пристально следят многие наделённые властью разных степеней. Ведь этим самым печатным словом можно так пропечатать…
Датой для нашего печатного праздника стал день начала издания первой российской печатной газеты – «Ведомости», основанной указом Петра Первого. Тематика была такова: «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском Государстве и во иных окрестных странах». К слову, Пётр видел в газете важное средство продвижения проводимых в стране реформ. Сейчас бы сказали, популяризацию. Больше того, государь понимал огромное информационное значение газеты, показывающей величие нашей страны. Сейчас бы сказали новомодным словечком – пиар.
Газету как источник информации хоронили многократно. Вначале «могильщиком» должно было стать телевидение. Как говорил герой незабвенного советского фильма «Москва слезам не верит»: «Со временем телевидение перевернёт жизнь всего человечества. Ничего не будет: ни кино, ни театра, ни книг, ни газет – одно сплошное телевидение». Было это годах в 50-х прошлого века. Со временем телевидение жизнь человечества не перевернуло, а просто заняло свою нишу. Газеты же в СССР продолжали издаваться миллионными тиражами. По себе знаю, с юности, как приятно открыть свежую, буквально ещё пахнущую типографской краской газету, где была не погоня за «опередить любой ценой», а имелась констатация факта со взглядом автора на произошедшее событие. Конечно, мне могут сказать, что тогда не было необходимости опережать, вся пресса была централизована, но от этого материалы не становились менее интересными, менее познавательными. Порой даже увлекательными.
Когда в нашу жизнь ворвался интернет, снова пошли безапелляционные разговоры – газеты скоро отомрут, их в информационном пространстве полностью заменят инет-ресурсы. Этим досужим рассуждениям уже больше четверти века, а вот смотри-ка, газеты продолжают издаваться и немалыми тиражами. Да, где-то меняют форму подачи материалов, делая их интересными даже для утоливших информационный голод в инет-пространстве. Где-то, что тоже имеется, окунаются в фекалии желтизны, чтобы как-то привлечь определённую категорию читателей. Но, считаю, самое главное – здравомыслящие редакции пошли по пути поиска авторов, умеющих возвести информацию до уровня литературного. Опираясь при этом на фактаж и своё видение происходящего. Взяв на вооружение бесценный опыт газетчиков старой школы.
И тут оказалось, что таковых, умеющих мыслить не зашоренно, не идти на поводу у «общественного мнения», сформированного неблагонадёжными СМИ, не пытающихся выделиться бессмысленной эпатажностью, – не так уж и много. По счастью, именно сейчас во дни тяжких испытаний для нашей Родины начинает появляться всё больше авторов, которые любят и умеют преподнести информацию так, что читатель с нетерпением ждёт следующего выпуска газеты, чтобы снова прочесть мнение, выводы, рассуждения полюбившегося автора. Считаю, газетное дело всё больше преобразуется из просто подачи материала в авторский продукт. Именно продукт, который по вкусу читателям.
Продукт, который является мощным оружием в информационной войне с западными «акробатами пера, виртуозами фарса, шакалами ротационных машин…», штампующими лживые пасквили о нашей стране, её истории. Вообще, в моём понимании главный принцип информационной войны – борьба за СВОИХ, а не с ЧУЖИМИ. Когда мы своими материалами воюем за нашего человека, придаём ему сил в нынешней военной обстановке, рассказываем о наших преимуществах, это правильней, чем поточно стараться развенчать враждебную клевету, наветы на наших людей, нашу историю, нашу Родину. Получается, наши СМИ старательно отрабатывают их повестку, а не формируют свою.
И здесь очень важна война за своих, реализуемая печатными изданиями. Чтобы ни говорили, но новость, статья в инете – быстротечны. В ленте новостей на сайтах – пролистал, и всё ушло вниз. Чтобы вернуться к прочитанному в инете, хоть и технологично, но всё равно надо входить в поисковик и т. д. А пока хотел найти одно, попалось – другое. Газета – всегда под рукой, и к ней в любой момент можно обратиться, если хотите перечитать понравившийся материал. Значит, печатное слово приучает к осмыслению, а не бездумному пролистыванию новостного потока.
Поэтому, как показало время, печатные СМИ невозможно выбросить из информационного поля. Они были и остаются важной составляющей нашей жизни, потому что «эту песню не задушишь, не убьёшь».
А в сегодняшнем мире, как никогда ранее, актуальны слова Владимира Ильича Ленина, сказанные более века назад: «Газета – не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор». Вот в чём наше нынешнее предназначение. И это не лозунговость, если пристальней вглядеться в реальность наших дней. Именно сейчас крайне востребованы авторы, которые могут создавать газеты, обладающие свойствами коллективного организатора.
Олег АНТИПОВ