Проблемы с пассажирскими перевозками для жителей Амвросиевки, станций Кутейниково и Квашино начались вскоре после развала Союза. До этого на станции Амвросиевки останавливались пассажирские поезда, следовавшие на Москву, Ленинград, Киев, Минск, Симферополь, Кисловодск, Адлер, Баку, Одессу и так далее. Сейчас в это даже трудно поверить.
Обухом по голове
Потом исчезли и поезда Одесса – Ростов, Донецк – Ростов. Дошла очередь до пригородных поездов, которые несколько раз в день ходили до Таганрога. Остался единственный, ходивший до пограничной станции Квашино. Оттуда до российской Успенки. Чтобы поехать дальше, люди были вынуждены добираться кто как сумеет.
Потом, правда, уже при ДНР, продлили маршрут этого поезда до станции Успенская. Большим преимуществом было то, что проехать на поезде можно было сравнительно дёшево по сравнению с автотранспортом. От Амвросиевки до Успенки порядка 40 рублей.
И вдруг, с 1 января 2025 года словно обухом по голове! Цены за проезд возросли сразу в 10 раз. Вот билет на проезд от Амвросиевки до Успенки стоимостью уже 439 рублей 90 копеек.
Что же случилось? А весь секрет в том, что обычный пригородный поезд объявили пассажирским. И именно это, якобы, повлияло на стоимость проезда.
Все были в шоке. Даже сами рядовые железнодорожники. Ведь если до этого момента только в Амвросиевке в вагоны садились десятки людей, то потом – максимум три-четыре человека. Они опасались, что и этот поезд отменят, объявив его нерентабельным из-за малого числа пассажиров. И они сами останутся без работы. Ведь так уже было неоднократно с другими составами в украинском прошлом.
Неоправданно оправдались
Слышало бы железнодорожное начальство, о чём говорили люди! Хотя с их мнением можно было ознакомиться в социальных сетях. Как говорится, было бы желание.
А вот мнение по этому поводу активного участника событий Русской весны 2014 года Владимира Поскрёбышева, самого в прошлом железнодорожника, а ныне работника цементного предприятия…
Этот пригородный поезд, – говорит Владимир Александрович, – имеет огромное социальное значение. Ведь он не просто связывает железнодорожные станции, но и поддерживает контакты между родственниками и друзьями, проживающими по обе стороны, теперь уже административной границы между ДНР и Ростовской областью. Для тысяч и тысяч людей это имеет без всякого преувеличения жизненное значение.
Причём никаких серьёзных оснований придавать поезду Ясиноватая – Успенская статус пассажирского, на мой взгляд, не было. Ведь пригородные поезда всегда ходили на расстояние до 150 километров. А участок дороги от Ясиноватой до Успенской почти вдвое короче – порядка 80 километров.
Странная конкуренция
Железнодорожное начальство в качестве одного из аргументов этого, прямо скажем, скандального решения выдвигало то обстоятельство, что взрывообразный рост расценок за проезд, якобы, в интересах тех пассажиров, что отправляются в поездки на дальние расстояния. Мол, те, кто едут поблизости, займут их места. А значит, надо ограничить число пассажиров ближнего прицела.
Странная логика! Ведь если бы новоявленный пассажирский поезд шёл хотя бы до Ростова или Краснодара, это ещё, возможно, имело бы какой-то смысл. Но поскольку его конечная остановка – станция Успенская, в кассах которой можно приобрести билеты в любой город Российской Федерации, смысла в этом никакого нет.
Тем более, что на амвросиевском железнодорожном вокзале кассы уже долгое время не работают. А значит, билет до Успенки приобретается уже в вагоне. А дальше – уже на территории Ростовской области оформляются проездные документы на дальние расстояния.
Таким образом, никто из пассажиров между собой не конкурирует. Именно эти аргументы мы и выдвигали в своих обращениях с просьбами и требованиями вернуться в первоначальное положение дел.
Кстати, в своих ответах на жалобы граждан генеральный директор ФГУП «Железные дороги Новороссии» Андрей Казаков ссылался и на то, что цена проезда не пересматривалась уже в течение нескольких лет.
«Стучите, и отворят вам»
Согласен, что у железной дороги имеются свои трудности, тем более в наше непростое время. Однако делать проезд для большинства недоступным из-за астрономических для наших сограждан цен – это нонсенс.
То есть транспортное начальство фактически рубит сук, на котором сидит. Ведь если большинство пассажиров вообще перестанут пользоваться этим поездом (а к тому дело и шло), то железная дорога просто вылетит в трубу…
Сознавая это, мы, неравнодушные граждане, продолжали стучаться, что называется, «во все двери». Как сказано в Святом писании: «Стучите, и отворят вам».
Так, уже 23 января сего года поезд Ясиноватая – Успенская вновь стал пригородным. А цены за проезд вернулись к привычному и справедливому уровню.
Однако это не означает, что все проблемы пассажирских перевозок в Амвросиевском районе уже успешно решены.
В течение достаточно длительного периода деградации не только в транспорте, а во всей экономике, связанного с пресловутой перестройкой и никому у нас не нужной незалежностью бывшей Украины, пострадали и автобусные перевозки.
В те годы приказало долго жить одно из градообразующих предприятий – АТП, ведавшее технической базой автоперевозок, и начался их развал. Водителей принуждали брать в аренду маршрутки и автобусы.
Однако с ухудшением экономического положения многое здесь умножалось на ноль.
Достаточно сказать, что арендаторы были заинтересованы только в тех маршрутах, которые приносили хоть какой-то доход. А им ещё навязывали и нерентабельные участки. Перевозчики, понятное дело, пытались от них любыми способами отделаться.
Таким образом, ряд населённых пунктов остался вообще без автобусного обслуживания. В том числе и село Степано-Крынка. Был момент, когда автобусы даже до узловой станции Успенская не ходили. Люди были вынуждены втридорога платить таксистам.
Транзитом мимо Амвросиевки
Сейчас, к счастью, автобусы до Успенки пошли. Но всё равно рейсов не хватает.
Вторая проблема состоит в том, что прервалось автобусное сообщение с Луганском, Мариуполем, Бердянском. Практически вдвое уменьшилось количество рейсов до Донецка.
Основная причина – нехватка новых автобусов. Если соседние города, такие как Макеевка, Харцызск, Шахтёрск, Торез, получили автобусы в достаточном количестве, то Амвросиевка вдвое меньше против обещанного, – сетует Владимир Поскрёбышев. – Как и в случае с пригородным поездом, неравнодушные граждане продолжают обращаться в инстанции. Хочется верить, что это поможет.
И ещё один, но важный момент. На Амвросиевский автовокзал перестали заходить транзитные автобусы дальнего следования в сторону Москвы, Краснодара, Анапы и других городов. Они могут тормознуть лишь в полукилометре от вокзала на трассе Донецк – Ростов возле поста ГАИ.
Хочется верить, что и эту проблему решат. А мы, общественники, постараемся этому поспособствовать.
Василий СЕМЁНОВ