Мы всегда знаем, что подарить ребёнку. Мальчику – машинку, девочке – куклу. Беспроигрышный вариант. Но что, если порадовать нужно сразу всех детей? Задачка не из лёгких, правда? Решить её сможет только тот, кто по-настоящему чувствует внутренний, такой богатый и красочный мир малышей. И такой человек есть. Максим Кустов, режиссёр московского театра имени Сергея Образцова
«Незнайка» в Луганске
Его подарок каждому ребёнку Луганска – спектакль «Незнайка и его друзья». Бессмертная история, написанная Николаем Носовым, получила очень неожиданное воплощение. Это и сказка на ночь, и мультфильм, которого так ждёшь утром в воскресенье. И книга, которую читаешь ночью с фонариком под одеялом.
«Этим спектаклем мне хотелось напомнить взрослым и детям, что самое счастливое и лучшее время, которое у нас есть, – это наше детство, – в интервью «Донецкому кряжу» рассказал режиссёр-постановщик Максим Кустов. – Нашей постановочной группе хотелось подарить маленькому зрителю этот волшебный цветочный город, в котором есть радость, любовь и счастье».
Историю о Незнайке и его друзьях, о московском режиссёре, который привёз малышей-коротышей в Луганск, об актёрах, которые воплощали эту историю в жизнь, хочется начать с самого… конца. С восторженных глаз юного зрителя и аплодисментов, которыми наградили всех, кто участвовал в постановке.
От сомнений к успеху
«Было очень интересно, как спектакль встретит зритель. Нашим первым зрителем стали дети из садика, которые в конце кричали: „Блаво, блаво!“, – с улыбкой рассказывает заслуженная артистка ЛНР Алла Гиталова. – В этот момент мы выдохнули и поняли, что всё сложилось. И со спектаклем, и с актёрской работой, и что зритель на него пойдёт».
А теперь вернёмся в самое начало. Первое известие из Москвы. Почти как у классика: «К нам едет режиссёр». В актёрском составе луганского театра переполох. Кто этот Карабас-Барабас, который будет оживлять и заставлять наших кукол двигаться?
«Когда он только приехал, он показался мне очень юным, молодым мальчиком, – рассказывает о первом впечатлении Алла Гиталова. – Конечно, была мысль: „Как же будет молодой режиссёр работать с нами“. Потом я узнала, что он уже довольно опытный режиссёр. Ему уже не 23 года, как он сказал».
Среди актёров, которые задействованы в этом спектакле, только двое немного младше Кустова. И казалось, что авторитета московского мастера может не хватить, чтобы справиться с маститыми специалистами. На деле всё вышло совсем наоборот.
«Было очень волнительно. Соответствуем ли мы московскому уровню как актёры, – вспоминает актриса Луганского академического театра кукол Евгения Кильдибекова. – Максим пришёл и сразу обозначил свои границы. Что он взрослый человек, потому что выглядит он достаточно молодо. Потому что люди, задействованные в спектакле, намного старше режиссёра-постановщика».
От знакомства быстро перешли к делу. Времени немного. Максиму Кустову и так приходилось разрываться между работами в двух столицах – ездить в Москву, а затем снова возвращаться в Луганск.

Мастерство кукловождения
«Самая большая загвоздка была, конечно, в кукловождении. Потому что если ты не научил куклу двигаться органично на сцене, то можно даже не пытаться что-то играть. Люди будут видеть эту ложь, которая происходит на сцене, – продолжает Евгения. – Это малыши-коротыши, поэтому здесь можно было подурачиться, побаловаться. И это принесло свой результат. Конечно, отдельное удовольствие было работать над этюдом, над сценой любви, влюблённости такой детской между Синеглазкой и Незнайкой. Это очень трогательный, милый момент».
Вживаться приходилось не в роль, а в роли. Каждый актёр взял на себя сразу несколько персонажей. Винтик и Шпунтик, Знайка и доктор Пилюлькин. Все, кого мы помним с детства. Но с каждым из них труппе пришлось знакомиться заново.
«С актёрами Луганского театра кукол у нас сложилось, как мне кажется, полное понимание и взаимоуважение, – считает Максим Кустов. – Мне было очень радостно и легко с ними работать. И как я уже говорил на наших премьерных спектаклях: театр – это не здание, а люди, которые в нём служат и отдают свою жизнь и творчество во имя него».
Такого в их актёрской практике ещё не было. Большая часть спектакля поставлена под «закадровый текст», который читает народный артист РФ Сергей Гармаш. Впрочем, в представлении он не нуждается. Его голос зритель узнает из тысячи. И режиссёр только в нём видел мастера, способного озвучить это произведение.
«Работать с Максимом Кустовым было непривычно, необычно, – говорит Алла Гиталова. – Было непонятно, как он вообще сможет это произведение воплотить на сцене. Потому что очень много „болтологии“. А там ни диалогов никаких, ни каких-то конфликтов, ни сверхзадачи, ничего. Ничего привычного для зрителя. До последнего думали, как же это всё будет. Потом в какой-то момент всё сложилось. Получился замечательный спектакль».
«Работа пошла легко, непринуждённо. Режиссёр был молод, подходы у него были свежие. Прошло всё довольно легко и для нас, как для исполнителей, просто», – добавляет заслуженный артист ЛНР Юрий Нетруненко.
Рабочие будни актёра, спрятанные в полутьме пустого зрительного зала. Репетиция за репетицией. Приближался день премьеры. Костюмеры дошивают то, что ещё не дошито. Декораторы докрашивают и доклеивают. Актёры оттачивают каждый шаг. Не свой, куклы.
«Он сумел организовать работу так, как он считал нужным, – рассказывает Евгения Кильдибекова. – Да, были свои нюансы с куклами, которые не совсем подходили под его видение. Но мы очень долго работали над кукловождением, над визуальной составляющей, и в ходе этой коллаборации у нас получился довольно хороший результат».
«Незнайка» остаётся
Но оценивать результат всё же должны не актёры. И не театральные критики. Вся огромная работа только для него, для зрителя. Для маленького и большого.
«Детей и история эта трогает, и визуальная составляющая спектакля тоже. Потому что театр кукол в первую очередь – театр визуальный. Многие шли в первую очередь на название. Всё-таки это „Незнайка“. Даже если кто-то был незнаком с этим произведением, то с ним были знакомы их родители. Реакция зрителя была хорошей. Я считаю, что работа состоялась, – уверен Юрий Нетруненко. – Такой работы в театре ещё не было. Она очень красивая. В первую очередь за счёт проекций. Проекцию сделали потрясающую. Спектакль выглядит на нашей сцене как мультфильм».
«Это очень красиво, это очень зрелищно. И я очень завидую детям, которые познакомились с Незнайкой благодаря этой постановке, благодаря нашему театру и его сцене», – дополняет коллегу Евгения Кильдибекова.
Кустов уехал, а спектакль остался. Теперь «Незнайка» – часть репертуара Луганского академического театра кукол. Подарок от московских артистов всем маленьким зрителям ЛНР. Причём уже далеко не первый.
«Ранее была работа с народным артистом России Владимиром Беркуном. Постановка была „Царь-девица“, которая уже несколько лет идёт на сцене нашего театра с успехом. Эта работа представляла наш театр и на фестивалях, – рассказал главный режиссёр ЛАТК, народный артист ЛНР Валерий Середа. – Кроме того, благодаря Театру Образцова, его шефской помощи мы поменяли кресла в зрительном зале. Поставили новые, замечательные, удобные для детей».
Что же будет дальше?
И впереди ещё много разных совместных проектов. Уже началась работа над спектаклем «Маленький принц», который в представлении не нуждается. Режиссёр тоже из столицы, правда, северной. Известный в театральных кругах Давид Бурман. И его постановка – тоже подарок, с которым очень сложно прогадать. Один большой подарок для всех луганчан.
Егор Кильдибеков
Фото автора
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж»