Спортивный зал в университетском корпусе. На поле идёт нешуточная борьба за мяч. Пас, удар – и мяч залетает в сетку ворот. Девчонки одобрительно похлопывают по плечу автора забитого гола. Команда «Далевец» готовится к новому этапу соревнований.
Эту женскую команду по мини-футболу собрал тренер Сергей Бельцов. Сейчас наравне с профессиональными спортсменками в ней играют как вдовы участников спецоперации, так и девушки, у которых за плечами тяжёлый боевой опыт. Этот женский коллектив – единственный в своём роде во всём городе.
От уличного футбола до поля боя
«Я тренирую женские команды с 2009 года, – говорит главный тренер. – Узнал о всероссийской программе „Футбольные мамы“ и загорелся идеей собрать своих бывших футболисток, чтобы с помощью спорта они смогли выйти из депрессии и справиться с ПТСР. Созвонился с ними, предложил встретиться, и все откликнулись. Тренируемся теперь и уже участвуем в матчах чемпионата Ростовской области по футзалу среди женских команд».
«Костяк» команды – девушки, с которыми Сергей Николаевич занимается с детства. Он знает о своих подопечных всё: кто как живёт, чем дышит и на что способен. Они росли на его глазах, оканчивали школы, поступали учиться в вузы, выходили замуж. Связь не прекратилась даже во время боевых действий 2014 года.
«Первый послевоенный турнир мы проводили в декабре четырнадцатого, с теми девчатами, которые не выезжали на время боевых действий из Луганска, – продолжает Сергей Николаевич. – В команде только не было Эрики Эрнандес, она служила в ополчении».
Девушка с запоминающимся именем Эрика родилась на Кубе. Семейная жизнь родителей не задалась, и мама увезла дочку на родину, в Луганск. Южный, горячий темперамент сделал Эрику грозой улицы. С девочками она не дружила, ведь с мальчишками всегда было веселей. Вот и в уличный футбол Эрика играла только с ними. Во время одного из таких дворовых матчей, нередко заканчивающихся дракой, её и заметил тренер.
«Меня заметил Николаевич, когда я с ребятами гоняла мяч, и пригласил в команду. Я была первой девочкой, потом уже появились другие. Это был 2009 год, я была ещё маленькая», – рассказывает Эрика.
Пять лет тренировок, участие в соревнованиях, победы и иногда поражения. Её спортивная карьера прервалась во время событий 2014 года. В родном городе начались боевые действия. В один из самых тяжёлых дней, в районе, где живёт Эрика, от обстрела украинских агрессоров начались пожары. Из окна горящего дома кричала пожилая женщина, просила спасти её внука.

Огонь уже подобрался к крыше, рушились балки, казалось, что сейчас этот дом сгорит дотла. Никто не рисковал войти внутрь. Никто, кроме Эрики. Она спасла и внука, и бабушку. Этот пожар стал своего рода спусковым механизмом: отчаянно смелая девчонка записалась в ополчение.
«Нужно было защищать свой дом, свою землю, своих близких. Поэтому я и пошла служить. Сначала была рядовым солдатом. Потом меня назначили командиром отделения МТЛБ. Я сама починила четыре «мотолыги», полностью перебрала», – смеётся девушка.
За время службы в Народной милиции Эрика освоила несколько воинских специальностей: была командиром в разведвзводе, механиком-водителем МТЛБ, тактическим медиком. Участвовала в Дебальцевской операции. На своей «мотолыге» вывозила раненых с поля боя. В СВО участвовать уже не решилась: незадолго до начала масштабных боевых действий она стала мамой. Говорит, что если бы не материнство – пошла бы обязательно в военкомат, записываться добровольцем.
«Боевой опыт у меня есть, служила в Народной милиции больше пяти лет, могла бы принести пользу Родине. Но вот жизнь распорядилась иначе. Я теперь МЧС – мою, чищу и стираю», – шутит Эрика.
Сейчас Эрика Эрнандес – студентка Далевского университета и снова играет в футбол. На тренировки приходит с маленькой дочкой. Оставить ребёнка не с кем: папа маленькой Айзы и даже её бабушка сейчас на фронте.
«Я, когда играю, ни о чём не думаю, кроме футбола, – признаётся Эрика, – все проблемы отходят на второй план. Игра помогает расслабиться и отдохнуть от повседневности».
А в повседневности теперь тревога не о себе. Эрика переживает о своих близких, которые практически постоянно на линии боевого соприкосновения. И очень ждёт их возвращения. Конечно, только с победой.
Лекарство от боли
Капитан этой футзальной команды мамочек – Вера Шатохина. На тренировку она приезжает из Алчевска. Говорит, что каждый раз едет в спортзал как на свидание. Город находится в пятидесяти километрах от Луганска, но разве это расстояние, если любишь? Кандидат в мастера спорта, она много лет играла в футбол, вот только большая спортивная карьера закончилась после серьёзной травмы колена. Сейчас она, пересиливая боль, выходит на поле не только ради себя, главный мужчина в её жизни – сын.
«Футболом я занимаюсь давно, больше двадцати лет. Спорт я люблю, спорт всегда со мной. Несмотря на старые травмы, я продолжаю выходить на поле», – рассказывает Вера.
Она и сама уже тренер, но по лёгкой атлетике. Занимается со школьниками в своём родном городе. Говорит, что её задача – научить детей бороться со своими страхами и неуверенностью. Она учит их идти к своей цели, несмотря на травмы и трудности, и достигать её.

У Веры двое детей, муж погиб в начале СВО, а маленький сын был тяжело ранен во время варварского украинского обстрела автовокзала в Алчевске.
«Мой девятилетний сын получил тяжёлое ранение. Я взращиваю в нём внутреннюю борьбу, умение преодолевать трудности, и психологические в том числе. Он смотрит на меня, знает, что я травмирована и делает свои какие-то выводы. Мы с ним это обсуждаем, – рассказывает она. – Он видит, что мне нелегко выходить на поле, видит, как я превозмогаю боль и старается поступать так же».
Для неё футбол – возможность выплеснуть свои накопившиеся негативные эмоции. Гибель мужа, ранение сына стали для психики серьёзным испытанием. Об этом Вера и сейчас рассказывает со слезами на глазах. Эта хрупкая женщина с сильным характером вновь возвращается в тот тяжёлый для неё день.
«У нас был прилёт на автостанцию. Сын с бабушкой в это время пришли за билетами. Осколок попал в живот, прошил насквозь желудок, поджелудочную железу и застрял в межпозвоночном диске, – успокоившись, продолжает Вера. – Пока этот кусок железа остаётся там. Консилиум врачей пришёл к выводу, что осколок трогать нельзя. Нужно ждать, когда остановится рост ребёнка, а потом уже что-то решать».
Кроме ранения, ребёнок Веры получил серьёзную психологическую травму. Он до сих пор боится громких звуков: грома, грохота упавшего стула, низко пролетающего самолёта. Пока ни занятия с психологами, ни другие методы терапии полностью не избавили мальчика от фобии. Вполне возможно, она останется с ним на всю жизнь.
«Мой сын – мужчина, и он обязательно справится с этим, – уверенно говорит Вера, – он сейчас со мной занимается спортом, он должен уметь преодолевать эти моменты. Спорт для этого и создан. Без поражений не бывает побед. Я учу сына не только побеждать, но и уметь признавать и исправлять ошибки, которые привели к неудаче».
Гибель отца – ещё одна тяжёлая травма для мальчика. Конечно, он знает – папа герой. Прикрыл собой от взрыва снаряда молодого бойца. Он был опытным воином, служил несколько лет до СВО в Народной милиции ЛНР. Конечно, ребенок гордится заслугами и медалями, пусть и посмертными. Но всё же очень не хватает низкого отцовского баритона, который всегда успокаивал.
«Сын знает, что его отец совершил подвиг. Для того чтобы решиться на такой поступок, нужно обладать огромной силой воли и мужеством. Муж не мог поступить иначе, он был настоящим мужчиной: отважным, смелым, мужественным», – вздыхает вдова.
Теперь мама старается воспитать в сыне те черты характера, которые были у его отца. Учит тому, что мог бы дать папа: отваге, мужеству и чести.
О своей команде Вера рассказывает почти с такой же теплотой, как о своей семье. Девочки знакомы друг с другом много лет, и все эти годы поддерживают отношения вне игры. И, кажется, стали друг другу гораздо больше, чем просто сокомандницами.
«У нас очень хорошие отношения внутри команды. Мы общаемся не только на поле, но и в обычной жизни. Встречаемся, помогаем друг другу. У нас, мамочек, схожие социальные проблемы – у всех есть дети, у многих погибли мужья. Есть проблемы с выплатами – мы их стараемся решать сообща. Кто-то где-то что-то услышал – сразу передаём информацию друг другу. Такое сарафанное радио, – смеётся она. – Начнётся лето – будем кататься на велосипедах, на самокатах. Ходим вместе с детьми не только на тренировки, но и в театры, цирк, парки. Я хоть из другого города, но, тем не менее, когда я приезжаю в Луганск – мы обязательно с кем-то встречаемся».
Её лучшая подруга – Наталья. Тоже пережила тяжёлый, травматичный опыт. Теперь всей командой они помогают девушке не скатиться в бездну отчаяния: подсказывают, куда можно обратиться с её проблемами, поддерживают веру в то, что всё обязательно получится.
Самое важное – дети и футбол
Наталья Савенко, полузащитница команды, вдова с двумя детьми. Женщина с непростой судьбой, повидавшая в своей жизни немало горя. Интернатское детство без поддержки родственников, постоянная борьба за выживание, гибель единственного близкого человека на СВО.
«Я с детства играю в футбол. Росла в школе-интернате, маму лишили родительских прав, а близких родственников не было. Заняться каким-то другим видом спорта не было возможности. Из интерната в маленьком городке никто бы и не возил на какие-то тренировки. А вот погонять мяч на поле с мальчишками разрешалось всегда», – рассказывает Наташа о своём детстве.
Спортивную карьеру Савенко начинала в другой футзальной команде, но после начала боевых действий в Донбассе многие игроки уехали, и Наташа осталась не у дел.
«До 2014 года мы с командой Бельцова были соперниками. Сергей Николаевич узнал, что я осталась в своём городе, пригласил меня играть в „Далевец“».
Она переехала в Луганск совсем недавно. Устроилась на работу, продолжает заниматься любимым видом спорта. И прививает эту любовь своим двоим детям, по сути, вынуждена заменять им отца, который погиб совсем недавно. Признаётся, что без участия девочек из команды вряд ли бы справилась со всеми своими проблемами.
«У нас с мужем не было свадьбы, мы даже не были расписаны. Он служил по контракту, и выбраться оформить отношения всё как-то не получалось, даже дети зарегистрированы на меня, – делится сокровенным Наталья. – Думали, что всё это неважно, что успеется. Но не успели», – плачет женщина.
Сейчас Наташа пытается оформить выплаты на детей, но с этим возникли большие трудности: доказать родство невозможно. У погибшего мужа тоже нет близких родственников, он сирота. Женщине приходится несладко: прокормить двоих детей-школьников, одеть их, обуть – на это нужны деньги, и немалые. Грустно улыбаясь, Наталья говорит, что работать приходится за двоих, чтобы её девочки не чувствовали себя обделёнными.
«Я люблю играть в футбол. Отвлекаюсь от разных мыслей. Игра помогает справиться со стрессом и, хотя бы на время матча, забыть обо всём, кроме футбола», – признаётся Наталья.
Она считает, что для неё сейчас самое важное в жизни – дети и футбол. И эти две константы почти сошлись в одну: дочери Натальи решили тоже, как мама, быть футболистками. Их воспитанием тоже занимается тренер Бельцов. Двери в зал открыты для всех, кто хочет посвятить свою жизнь спорту.
«Надо прививать детям с раннего возраста любовь к спорту, – уверена Савенко. – Я для своих детей – пример для подражания. Они видят, как я занимаюсь, и сами стараются. Верю, что у них жизнь и спортивная карьера сложится гораздо удачнее, чем моя».
У каждой из футболисток своя история и свои проблемы. Но все признаются, что игра им стала отдушиной и спасением. Той путеводной звездой, которая не даёт сбиться с дороги, указывая верный путь. Это значит, что впереди будет ещё множество тренировок и побед, ведь для сильных людей преград не существует.
И свою силу они доказывают на поле. Всего несколько дней назад завершился «Открытый чемпионат Ростовской области по футзалу среди женских команд сезона 2024–2025 годов». Конечно, до уровня международных соревнований ещё далеко. Но девушки говорят – соперники были очень серьёзными. Выкладываться пришлось на полную. И это принесло очень хороший результат – «Далевец» вернулся в Луганск с серебряными наградами.
«Это был очень хороший футбол. Мы следили за всеми матчами „Далевца“ с огромным удовольствием, – рассказали зрители на одном из матчей. – Видно, что для девушек это не просто хобби. Они очень серьёзно морально „заряжены“ и к победе идут как танки».
Миссия тренера Бельцова
У многих девушек-футболисток непростая судьба: в детстве у кого-то были пьющие родители, кому-то не хватало внимания семьи. Были и такие, у кого семья хорошая, обеспеченная, а ребёнка улица манила и заставляла играть по своим правилам. Бельцов не называет их фамилии, говорит, что это уже дела минувших лет. Он рассказывает, что основной целью лично для него всегда была задача «вытащить детей с улицы». Помочь им найти себя в спорте, не дать возможность познать все «прелести» алкоголизма и наркомании.
«Улица всегда воспитывает по-своему. К сожалению, какими бы ни были родители, в какой бы престижной школе ни учился ребёнок, уличные компании имеют гораздо большее влияние. В это время нам нужна здоровая нация, поэтому спорт – самое лучшее средство для этого», – уверен Сергей Николаевич.
Теперь, кроме этой задачи, есть ещё одна: помочь девушкам не отчаиваться. Сергей Николаевич уверен, что занятия спортом способны увлечь и отвлечь от всех бытовых неурядиц.
«На тренировке сегодня нет ещё одной моей спортсменки, Даши Высочиной. Она из Красного Луча, участвует в футбольном турнире, посвящённом памяти её мужа. Он, как и многие наши мужчины, ушёл добровольцем на фронт. Погиб, защищая свою Родину», – вздыхает тренер.
По словам наставника, футбол – лучшее средство от депрессии. Командная игра помогает найти единомышленников и друзей. Понять, что в этой жизни ты не один, что всегда рядом есть то плечо, на которое можно опереться в самый сложный момент не только игры, но и жизни в целом.
Егор Кильдибеков
Фото автора
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж».