Военнослужащая, медик, замполит, контролёр, уборщица – мы действительно можем очень долго писать о том, чем в своей жизни занималась героиня нашей сегодняшней истории. Наталья Джерина служит Родине с 2014 года. А ещё она – подопечная филиала фонда «Защитники Отечества» в ДНР и участвует в конкурсе «Донбасс. СВОи Герои». Наш корреспондент, вернувшись с интервью, заявил категорически: о ней надо книгу писать
Добрый дядя командир
Наталья мечтала служить в армии с тех пор, как в детстве приезжала в военный городок, где её дядя был командиром. В специально сшитой для неё форме она участвовала в муштре и, как вы сами убедитесь, слово «участвовала» – не преувеличение. Спустя несколько лет она вызвалась в Афганистан, чтобы осуществить свои детские мечты и хотя бы в качестве медика помочь воинам-интернационалистам. О её намерениях узнал упомянутый дядя… и «выкрутил ей ухо», сказав, что если она хочет армии, то он даст ей армию.
В рамках «наказания» он сослал её в Сибирь. Что при польских корнях Натальи звучит особенно колоритно… Там, в тайге, в стройбате ей предстояло пройти годовую тяжёлую школу жизни, за что она немыслимо дяде благодарна. Было тяжело, однако именно благодаря армии она стала сильнее и мужественнее. Как сказал в подслушанном разговоре с дядей Натальи её начальник, «она плачет, но домой не просится». Сегодня, глядя на этот период своей жизни, Наталья всё больше убеждается, что женщинам также стоит ввести обязательную военную службу – научить их дисциплине, ответственности. И ценить своих мужей-военных.
Садовод, контролёр, шпион
После этого опыта Наталья на долгие годы распрощалась с мундиром, вплоть до памятного 2014 года. В это время занималась своим огромным садом, собственноручно ремонтировала дом и работала контролёром в Курахово. В то же время внимательно и с тревогой следила за происшествиями в Киеве и трагическими событиями в Одессе, после которых приняла решение, что стоять в стороне не будет. Тихо, втайне от тогдашнего мужа, сказав, что собирается навестить сына, она приехала в Донецк. Там, в тогдашнем ОГА, она познакомилась с Александром Захарченко, будущим первым Главой молодой Донецкой Народной Республики. Она наступила ему на ногу.
Вот так и начался шпионский эпизод в жизни нашей героини. Александр Владимирович попросил её следить за деятельностью украинских войск в Курахово. Чем она и занялась. В своём блокноте вела записи о наблюдаемых движениях противника, по возвращении домой «выходила на грушу и звонила с докладом». Однако вскоре произошёл неприятный инцидент: у моста украинские оккупанты установили контрольно-пропускной пункт. Рядом с ним выстроилась очередь из школьного автобуса и нескольких машин с рабочими. Прямо напротив них стоял военный с пулемётом, готовым к выстрелу и направленным в первую очередь в автобус. Беспокойство Натальи также вызвало то, что упомянутый военный находился в не самом лучшем состоянии – как позже выяснилось, под воздействием наркотиков.
Она подошла к одетым в чёрные мундиры нацистам из «Правого сектора»* и доходчиво донесла: если у этого наёмника дёрнется рука, от автобуса, полного детей, ничего не останется. В «знак благодарности» бандеровцы бросили её почти на три дня в яму. Могло быть и хуже. По её словам, недалеко от этого места находится посадка, куда украинцы вывозили и хоронили убитых ими мирных жителей.
Работа под прикрытием
После этого события Наталья приехала в Донецк, где её ждала новая задача: проводить специальные группы через линии фронта, в тыл противника. Было несколько таких походов, самый длинный из которых длился более двух недель. Тогда, пешком, с «мужем и сыном», то есть военными, которых она проводила под прикрытием, добрались до далёкого Запорожья. Контрольно-пропускные пункты им удавалось пройти без каких-либо проблем, но хуже всего было на линии боевых действий. На обратном пути с одной из таких вылазок в Красногоровке они натолкнулись на патрули противника. Несколько дней прятались в блиндаже, который сами быстро сделали. Совсем рядом жила её мама. Но от «официального визита» пришлось по понятным причинам отказаться, чтобы не подвергать её опасности. Вместо этого ночью Наталья пробралась к ней домой, взяла немного еды и вернулась в своё укрытие. Об этом событии через некоторое время вспомнит её мама, когда увидит дочь в Донецке в форме. «Теперь я поняла, куда исчезла еда из холодильника», – прокомментирует она ситуацию. Так же, как когда-то ничего не знала о планах дочки поехать в Афганистан, так и теперь не представляла даже, куда та отправилась.
Это был её последний такой поход. Захарченко сильно беспокоился о том, что группа долго не возвращается. И он решил, что Наталья больше не будет участвовать в подобных акциях. «Они справятся сами», – сказал он ей тогда. К несчастью, группа, которая уже шла без своего гида, не вернулась.
Рука Ангела
Свой позывной Ангел она получила не просто так – на какие боевые позиции она бы ни приезжала, там сразу обстановка становилась спокойной – ни атак, ни обстрелов. Её ангел-хранитель защищал и людей, которые были вокруг неё. Ещё никогда не случалось, чтобы раненый солдат, попавший в её руки, с «трёхсотого» стал «двухсотым».
После Наталью направили помогать раненым, чем она уже занималась прежде. Однако она хотела быть в действии, в движении, вместе с военными. Так и попала в батальон Чеха, точнее, в роту миномётчиков Толстого – своего нынешнего мужа.
Там ей понравилось не всё. И Наталья начала вводить свои правила. Рутина была такой: ребята уезжали на задание, потом возвращались и сидели у себя в комнатах. Вроде ничего, но Наталья хотела, чтобы рота жила как одна семья. Вскоре взрослых мужиков она стала выгонять на субботники, находить им дополнительные занятия, заставляла проводить больше времени вместе.
«Круче, чем у мамы! Она всех прессует, как хочет, даже командиры её боятся», – ворчали сначала военные.
Но такая политика быстро дала результаты. Бойцы до такой степени привыкли к «новым требованиям», что уже не представляли себе службы без Мамки – так называли Наталью. Однажды, когда она серьёзно заболела и лежала с высокой температурой, ребята принесли к ней в комнату все обогреватели, которые были у них, чтобы только ей было тепло, и чтобы выздоровела.
«Многих из них уже нет среди живых, но я каждого из них помню. Все наши разговоры, все наши вечера», – горько говорит женщина.
Немного психологии
Наталья уже была замполитом и подчёркивает, что быть военным – тяжёлая профессия. И очень важно, чтобы у них был обеспечен тыл. Однажды, когда все уехали на фронт, она собрала матерей, сестёр, жён своих подопечных и показала им, как они живут, чем занимаются. Объяснила женщинам: если человек с фронта возвращается домой, а там его засыпают проблемами, то потом, когда он идёт в бой, вместо мыслей о задаче его будут грызть ещё и эти вопросы. К сожалению, как показала практика, шансы попасть под вражеский удар при этом возрастают.
Наталья оставалась на службе на различных должностях во все годы боевых действий. Служит она и сегодня. Начало специальной военной операции запомнилось очень хорошо. Среди солдат, приведённых в состояние боевой готовности, ходили слухи, что скоро что-то начнётся, но что – точно никто не знал. 24 февраля 2022 года все догадки закончились, случилось то, чего многие ждали – пришла Россия:
«Заскочили к нам ребята и закричали: „Девчонки! СВО! Россия зашла! Урра!“. Столько радости было. Мы рвались вперёд!»
Наталья и продолжала помогать раненым солдатам, не глядя на то, что изначально её уже не хотели отпускать на фронт из-за седины. Удалось ли остановить Ангела? Конечно, нет. Всё это время она спасает жизни, причём сама бронежилет не носит – ограничивает движения. Однако её собственный ангел-хранитель явно не отдыхает.
В ближайшее время Наталья планирует выйти на заслуженную пенсию. Строится её новый дом, небольшой, но уютный. Обязательной будет большая беседка, где можно будет присесть с друзьями, которых очень много набралось за эти военные годы. Вокруг будут расти яблони, груши, сливы, вишни. Но самыми важными будут моменты, проведённые с внуком, которого Ангел уже научила стрелять и маршировать. Совсем как её когда-то учили в военном городке. Только Наталья не будет запрещать внуку служить в армии – напротив, она уверена, что и он пойдёт по этому пути.
*-Запрещённая в РФ террористическая организация.
Давид ХУДЖЕЦ
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж». Читайте нас также ВКонтакте, в Дзен и Telegram.