В восемь лет он чётко знал, чего хочет от жизни. Ребёнка, пережившего Иловайский котёл, не останавливали никакие трудности. Работал над техникой 24/7, и даже в общественном транспорте он постоянно тренировал пальцы. Стать музыкантом сложно. Профессионалом – ещё сложнее. Виртуозами становятся единицы. Кирилл Роговой им стал. Годы упорного труда, лучшие преподаватели Донбасса и Москвы приложили руку к огранке его таланта. И, конечно же, родители – без их поддержки ничего бы не получилось. Сегодня он – победитель международных конкурсов, в том числе обладатель Гран-при Международного конкурса молодых пианистов Grand Piano Competition
Виртуоз из семьи железнодорожников
Музыку можно отнести к потомственному искусству. Родителям-музыкантам легче развить с раннего возраста таланты ребёнка, организовать самостоятельные занятия. Не проглядеть, методично и много заниматься. Это, практически, тот же спорт, или даже балет – техника играет невероятную роль, а нарабатывается она годами. Наш собеседник – Кирилл Роговой – исключение из правил. Его родители – железнодорожники, мама в детстве занималась на фортепиано, но не профессионально. Старое пианино, стоявшее дома у родственников, тем не менее очень заинтересовало ребёнка. С этого история и началась.
«Заниматься я начал с шести лет, – вспоминает Кирилл. – Сначала меня заинтересовала флейта. Через полтора года перешёл на фортепиано и влюбился в этот инструмент. Его невероятные звуковые возможности сопоставимы с симфоническим оркестром. Меня до сих пор это поражает».
Кирилл Роговой все решения в жизни принимает сам. Родителям он всегда говорит, советуется. Но решение за ним. И они это поддерживают. Музыкальная школа тоже была его личной инициативой.
Первые учителя
«Моим первым учителем в Иловайской музыкальной школе была Анжела Александровна Лагода, – рассказывает пианист. – Но в нашей школе я занимался практически со всеми педагогами – каждый дал мне что-то важное. Потом был переезд в Донецк, где моим наставником стала Наталья Юрьевна Чеснокова – профессор, удивительный педагог. Она вложила в меня невероятно много. Её уроки были особенными – настолько насыщенными и вдохновляющими, что я всегда ждал их с нетерпением. Наталья Юрьевна стала для меня не просто преподавателем, а настоящим другом и мудрым наставником. Именно она помогла мне сделать первые серьёзные шаги в музыке и поверить в свои силы».
Как отмечает сам Кирилл, встреча с Чесноковой стала поворотным моментом в его музыкальном становлении. По его словам, именно в Донецке он понял, что фортепиано – это не просто увлечение, а призвание.
Донецкий период
Переезд в Донецк не был лёгким. Благо мама поддержала – вместе с Кириллом поселилась в общежитии от управления культуры. Да и требования к уровню подготовки в школе для одарённых детей были намного выше, чем в обычной музыкальной школе.
«Когда Кирилл пришёл ко мне в десять лет, он был скромным и немного замкнутым мальчиком, – вспоминает профессор Наталья Чеснокова. – Но его сосредоточенность поражала. Он не просто играл – он источал музыку».
Нужно понимать, что школа при консерватории в Донецке заточена под профессионалов – детей с первого класса усиленно готовят быть будущими музыкантами. Это не кружок. Всё очень серьезно. Но Наталья Юрьевна сразу разглядела в мальчике безграничную любовь к музыке. Профессор бережно относилась к нему. Но увидев его жажду совершенствования, ставила всё более сложные задачи.
«Он очень хрупкий был, тоненький, неразговорчивый абсолютно, и в то время у меня ещё было ощущение, что каким-то образом сказалось то, что он ребёнком застал вот эти иловайские события, – делится воспоминаниями Наталья Юрьевна. – И знаете что? Через время он стал лучшим учеником. Техника фантастическим образом у него нарабатывалась от месяца к месяцу. Четвёртые и пятые пальцы очень быстро набрали силу. Техзачёты – только один первый из двенадцати был сдан на четыре. Остальные на пять».
Секрет был невероятно прост: Кирилл занимался постоянно, 24/7 без преувеличения. Даже в трамвае по дороге в общежитие. Он отрабатывал технику, укреплял пальцы. Мальчик не жаловался на усталость. Жаловался только на то, что ему не хватает практики на инструменте – хотелось больше и больше.
Чеснокова отмечает, что Кирилл выделялся даже среди талантливых детей: «У него абсолютный слух, феноменальная память и редкая для его возраста целеустремленность. Качество исполнения для него на первом месте».
Москва: случай, который изменил всё
Переезд в столицу стал неожиданным поворотом для Кирилла. В восьмом классе он поехал на конкурс в Великий Новгород, где его исполнение заметила Наталья Владимировна Трулль – заслуженная артистка России, педагог Центральной музыкальной школы при Московской консерватории.
«Это была судьбоносная встреча, – говорит Кирилл. – Я не планировал переезд, но Наталья Владимировна пригласила меня на прослушивание. Через несколько месяцев я уже учился в Москве».
В столице его ждала интенсивная работа: уроки, зачёты, концерты. «Я сразу почувствовал, что это моё место, – признаётся пианист, – начал ещё более активно заниматься. И приняли меня в Москве хорошо. Преподаватели очень поддерживают. Благодаря этому чувствую себя как дома».
Конкурсы – не цель, а этапы пути
За последние годы Кирилл стал лауреатом престижных конкурсов: Гран-при на Grand Piano Competition в Москве, второе место на конкурсе Скрябина в Италии. После победы в Москве началась активная гастрольная деятельность – его пригласили на концерты в Санкт-Петербург, Казань, Хабаровск и даже в Испанию. Буквально недавно пианист побывал с концертом и в Донецке.
Но для Кирилла важнее не награды, а развитие. «Моя главная цель – совершенствование, – подчёркивает он, – потому что я прекрасно понимаю, как много я ещё не умею и как многому мне ещё следует научиться. Музыка – это бесконечный путь».
Наталья Чеснокова также отметила это качество в Кирилле – любовь именно к процессу. Ни к признанию, ни к овациям – а именно к совершенствованию себя как музыканта.
«Я всегда понимала: Кирилл будет в Донецке до первого серьёзного конкурса, – не без грусти отмечает профессор. – Мы все это понимали. И радуемся за Кирилла. Его талант, трудолюбие и истинная преданность получили шанс реализоваться на достойном уровне. Мы с гордостью пришли на его донецкий концерт, с пониманием того, что причастны к его развитию как музыканта. И это греет душу. Я очень горжусь своими учениками, которые достигают такого уровня исполнительского мастерства. Да, некоторые уезжают, а вместе с ними и частичка нашей души. Но в этом и заключается труд учителя, наставника: помочь в этой жизни пробить дорогу талантам».
Преподавать – значит передавать любовь к музыке
Кирилл мечтает не только о сольной карьере, но и о преподавании. «Это призвание, – говорит он. – Важно не просто учить технике, но и помогать ученикам раскрыть свою индивидуальность. Главное – любить музыку и верить в тех, кого учишь».
И Кирилл знает, что говорит. В его жизни были лучшие учителя и любящие родители. От них он перенял бесценный опыт – тонко чувствовать ученика, не сломать, не отбить желание. Верить, наставлять и мотивировать – вот главные секреты наставничества. От ученика в первую очередь требуется усердие и самоотдача. Полная.
Наталья Чеснокова согласна с этим: «Талант – это не только данные, но и мотивация. Кирилл – пример того, как упорство и любовь к музыке могут привести к вершинам. Упорство и труд остановить невозможно».
Ринат Айгистов
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж». Читайте нас также ВКонтакте, в Дзен и Telegram.