«Содержательно и откровенно»: президент России Владимир Путин первым оценил переговоры с Трампом, предложив меморандум для Украины. Киев уже назвал это ловушкой, а Запад — сюрпризом. Судя по всему – неприятным.
Душевно поговорили
Телефонные переговоры между президентами России Владимиром Путиным и главой США Дональдом Трампом, прошедшие 19 мая, длились более двух часов. Российский президент вопреки обыкновению публично выступил первым, оценив диалог, как «содержательный и весьма полезный».
Россия свою позицию не меняет: полноценное мирное урегулирование возможно только при устранении первопричин конфликта. Впрочем, нечто новое в переговорном процессе появилось. Упоминание того, что для начала нужно создать меморандум о заключении будущего мирного договора. Президент России по этому поводу заявил следующее:
«Договорились с президентом США о том, что Россия предложит и готова работать с украинской стороной над меморандумом по поводу возможного будущего мирного договора с определением ряда позиций, таких как, например, принципы урегулирования, сроки возможного заключения мирного соглашения и так далее, включая и возможное прекращение огня на определенное время в случае достижения соответствующих договоренностей. Контакты между участниками встречи и переговоров в Стамбуле возобновились, и это дает основания полагать, что мы в целом на правильном пути…
При этом хочу отметить, что в целом позиция России ясна. Главное для нас — устранить первопричины этого кризиса».

Что касается Трампа, то он в своих итогах разговора был куда более эмоционален:
«Я считаю, что все прошло очень хорошо. Россия и Украина немедленно приступят к переговорам о прекращении огня и, что более важно, о прекращении войны. Условия для этого будут согласованы между двумя сторонами, как это возможно, потому что они знают подробности переговоров, о которых никто другой не будет знать. Тон и дух разговора были великолепны. Переговоры между Россией и Украиной начнутся немедленно».
Отметим, что переговоры не «начнутся немедленно», а уже начались в Стамбуле, где прошла встреча российской и украинской делегаций. А если быть еще точнее, то даже не начались, а возобновились с 2022 года, когда были прерваны Украиной.
А вот с «немедленным прекращением огня» все вообще неоднозначно. Помощник президента России Юрий Ушаков в своем коммюнике о разговоре двух президентов отметил:
«Речи о временных рамках по достижению возможной договоренности о прекращении огня между Россией и Украиной в разговоре не шло».
Меморандум преткновения
Стоит напомнить, а что вообще такое «меморандум». А это такой документ, который служит в первую очередь для обозначения намерений и «предназначен для информирования другой стороны и предложения тех или иных действий».
Это означает, что Россия создаст некий концептуальный документ о том, какие действия должны предпринять все стороны процесса, чтобы на Украине наступил прочный и, главное, гарантированный мир. А с учетом упоминания Путиным «первопричин кризиса», можно предположить, что в числе этих действий будут и денацификация с демилитаризацией, и нейтральный статус Украины, и ряд территориальных изменений этой страны. Благо, по факту эти изменения уже наступили непосредственно в зоне боевых действий.
Это, кстати, объясняет довольно истерическую реакцию Зеленского на итоги разговора глав России и США. Главарь киевского режима, комментируя эти процессы, заявил:
«Я попросил Трампа не принимать никаких вещей об Украине без Украины. Мы хотим остановить войну, но я не знаю истинной позиции россиян… В двустороннем формате может быть соответствующий меморандум, который может потом привести к карте, которая ведет до окончания конфликта. До договора, который должен быть поддержан обеими странами и в котором будет прекращение огня».
Понятно, что сейчас этот меморандум киевский режим попытается использовать, как очередную политическую манипуляцию. Например, с тезисами о том, что положения российского меморандума неприемлемы для Украины, или о том, что Россия не идет на заключение совместного с Украиной меморандума и уже на этой стадии «тормозит» переговорный процесс.
Что и кому выгодно?
Чего же добились высокие стороны на текущем этапе? С Россией все вполне очевидно: мы продолжаем гнуть свою линию по устранению первопричин СВО. Только такой формат позволит о чем-то договариваться с Украиной, которая неоднократно, в том числе и в 2022-м году, показывала свою недоговороспособность. И самое главное, что время и ситуация «на земле» сейчас на нашей стороне. Не только в силу эффективности ВС РФ, но и в силу текущего положения России.
Экономика нашей страны окончательно перестроилась для возможности ведения затяжного конфликта.
В этом смысле слухи про высказывание Мединского в Стамбуле, что «Россия вела Северную войну 21 год, а сейчас может еще дольше», может, конечно и слухи, но они вполне соответствуют реалиям «на земле».
Зеленский, в свою очередь, не может позволить себе закончить этот конфликт. С экономической точки зрения, и «столетнее соглашение» с Британией, и «ресурсная сделка» с США – это даже не продажа Украины «в счет долга». Зеленский, по факту, уже отдал все ресурсы и инфраструктуру страны на поколения вперед. Украина сейчас банально практически не располагает собственными ресурсами для продолжения военных действий. Война идет в долг и долг этот растет.
И теперь соглашаться на российские условия – это, во-первых, поставить себя под удар особо ретивых украинских «патриотов», которых вернее называть неонацистами. Потому, что результаты такого мира и такое окончание кампании будет расценено ими, как банальное предательство Зеленского с летальным исходом для последнего.
А во-вторых, есть недовольство западных государств, в частности, той же Британии. Которой война на Украине интересна, как фактор замедления России, оттягивания ресурсов нашей страны на военную кампанию.

Характерно, что Financial Times пишет о том, что «лидеры европейских стран оказались ошеломлены, когда Дональд Трамп рассказал им детали беседы с Владимиром Путиным».
Ошеломление это вызвано тем, что евробюрократы ожидали «жесткого разговора», «давления на Россию новыми санкциями» и прочими уже привычными всем вещами. Но Трамп, кажется, решил существенно сменить подход в отношениях с Россией.
Президенту США текущая ситуация тоже на руку. Он заявляет о «небывалых прорывах» в переговорах, конструктивном диалоге, грандиозных перспективах и уверенно создает себе образ главного «миротворца планеты», да еще и с извлечением коммерческой выгоды для США в силу той же «ресурсной сделки». Насколько все это соответствует реальности – другой вопрос. Следующие президентские выборы в США случатся в 2028 году, а для Трампа нынешний срок – последний.
Что в итоге?
Говорить о том, что мир наступит «со дня на день» — преждевременно. Как минимум, в этом не заинтересованы ни некоторые страны Европы, ни глава киевского режима. Россия же хочет именно прочного и стратегически закрепленного мира с аннулированием угроз по украинскому направлению. Поэтому следующим очевидным этапом в этой истории, судя по всему, становится меморандум о мирном договоре и его долгое и сложное согласование.
Александр ЧАУСОВ, публицист, кандидат исторических наук
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж». Читайте нас также ВКонтакте, в и Telegram.