15 лет назад День крещения Руси стал законодательно установленной памятной датой. Это не выходной, но по своей значимости он не уступит любому из красных дней календаря. Какой бы аспект современной России мы ни взяли: культурный, духовный, исторический, повседневно-бытовой – во всём будет виден свет того судьбоносного выбора.
Для спасения
Когда я крестил свою дочь Александру, батюшка отец Иоанн пригласил родителей и будущих крёстных на предварительное собеседование. Где и спросил: «Зачем вы крестите ребёнка?» Признаюсь, прямота и простота вопроса озадачила. Пока я выбирал из кучи вариантов что-то типа «Как же не крестить в России?» и «Мы же православные», крёстная мама ответила так же прямо и просто: «Для Спасения». Ответ отцу Иоанну пришёлся по душе…
Думаю, не будет преувеличением перенести частную судьбу на национальную. Выбор веры определял не только архитектурный стиль соборов и язык богослужения. Для юной Руси определялось не то, как она будет жить дальше, а нечто гораздо более значительное: будет ли она жить вообще.
Выбор, проверенный временем
Есть историки, критикующие судьбоносный выбор Владимира Великого. Дескать, лучше было делать ставку на более прогрессивный католицизм, жили бы сейчас как в Европе. Есть и архаичные любители дохристианской Руси. С их точки зрения, надо было сохранять язычество как самостоятельность и уникальность нашей культуры.
Да, можно выстраивать альтернативные исторические параллели: вот, выбрали б мусульманство – тогда так, выбрали бы иудаизм – тогда эдак… А можно просто посмотреть на многовековую историю православной Руси-России. Зарождение державности, преодоление монголо-татарского ига, становление амбициозной и мощной империи, блестящие победы над агрессорами: Швецией, Турцией, Францией, в конце концов, спасение мира от чумы фашизма. Если сравнивать религию с лекарством, то православие не только прошло непростую проверку временем, но и неоднократно спасало душу и тело России.
К слову, о значении веры в Победе 45-го говорят и пишут нечасто. Эта тема естественно была непопулярна в официально атеистическом Союзе. Но упомянем малоизвестный факт: в 1943 году Сталин лично встретился с иерархами Русской православной церкви. Как итог, было восстановлено Патриаршество, а РПЦ переходило на «легальное» положение. Видимо, верховный понимал, что заветов Маркса и Ленина для поддержки боевого духа Красной армии будет недостаточно. И ничего плохого нет в том, если, говоря словами Маэстро Быкова, «некоторых советских соколов некоторые несознательные механики перед боевым вылетом крестят».
Господь избрал русский народ
Если воспринимать Чудо не только как нарушение физических законов, то саму историю крещения Руси иначе, чем чудесной, и не назовёшь… Во-первых, лютый язычник князь Владимир, который вдруг выбрал путь смирения и любви. Во-вторых, языческий народ, который мирно принял новое учение. Для сравнения, католическому Западу для установления христианства потребовалось около 300 лет. Русь справилась за 30.
О предпосылках крещения специально для «ДК» рассказал иерей Максим Яшин, священник 1-й Славянской гвардейской бригады имени князя Владимира.
– Принятию Русью крещения способствовало множество факторов. В первую очередь можно сказать о бабушке равноапостольного князя княгине Ольге, которая была христианской и не могла не повлиять на выбор князя, какое-то семечко она в его душе посеяла, которая позже дало плоды. Нужно упомянуть и о равноапостольных братьях, проповедниках, просветителях Кирилле и Мефодии. Они пришли в близкие Киеву земли Моравии, принесли письменность и проповедь в эти земли и много потрудились, чтобы повлиять на религиозный выбор славянских народов.
Христианство было принято и распространено на Руси так быстро, потому что оно было необходимо. Нужна было единая вера, которая бы всех объединила в одну культуру, в одно государство, один этнос, одну идею. Если сейчас мы православие считаем просто религиозным выбором, то на самом деле православие на Руси стало государствообразующим. Вера православная стала фундаментом для всей истории нашего Отечества.
Как человек верующий, я вижу, что Господь избрал русский народ стать новой твердыней православия. Когда мы принимали крещение, произошёл Великий раскол на западную католическую и восточную православную церковь. И видимо, Господь избрал наш народ быть хранителем тех православных ценностей, которые и дальше сохранят православие в своём чистом виде, которое мы и должны передать своим детям, своим внукам.
С принятием христианства Русь крепла. Объединившись вокруг московского княжества, Русь скидывает с себя оковы татаро-монгольского ига. Здесь нельзя не отметить преподобного Сергия Радонежского и его влияние на князя московского Дмитрия Донского.
Руси надлежало стать твердыней православия, потому что уже через 5 веков после принятия на Руси крещения главная империя христианская, наследница Рима, великая Византия падёт, а великий собор святой Софии будет увенчан полумесяцем. История христианства в некогда великой Византии прервётся и перестанет существовать. А в это время вся православная Русь объединялась вокруг московского княжества и зарождалась новая империя, Третий Рим. Зарождалось новое государство, преемственница Византии и по духу, и по вере, и по культуре. Зарождалось новое наше с вами государство, которое мы называем Россия.
И знать не хотим…
«Мы знаем истинное учение Церкви, а вашего не приемлем и знать не хотим». Так политически нетактично, но твёрдо отвечал Александр Невский послам Папы Римского.
Запад неоднократно стремился повлиять на итог наших «выборов». Ещё перед Крещением, в 961 году римский епископ Адальберт приезжал в Киев с целью уговорить княгиню Ольгу выбрать западную церковь. Ответ княгини был ещё более неполиткорректным: из Киева послам пришлось в прямом смысле слова бежать. Присылались миссии и к князю Владимиру. А в 1251 году кардиналы в Новгороде искушали уже упомянутого нами Александра Невского.

В итоге русские правители оказались твёрже византийских. Так, чтобы заручиться поддержкой первого Рима, император Иоанн VIII подписал известную флорентийскую унию об объединении Западной и Восточной Церкви. Однако вместо спасения Византию ждала погибель: Константинополь захватывают турки-османы. Первый Рим не смог или не пожелал спасать Рим Второй.
Главная ошибка Киева
«Если ты примешь крещение, то и все последуют твоему примеру». Так говорила княгиня Ольга своему сыну Святославу. Но ни его, ни своего внука Владимира, ни своих подданных против воли святая княжна не крестила. Наверное, мудрая правительница ещё тысячу лет назад понимала то, чего не понимают киевские горе-правители сейчас. В вопросе веры и правления крайне важен личный пример. Нельзя всю страну заставить говорить на языке, на котором не говорят сами правители. Нельзя заставить воевать, если повестки получают все, кроме правителей и их родственников. Нельзя заставить ходить в храмы, в которых сами правители не молятся. И тем более нельзя «перекрестить» в новую веру насилием, запугиванием и откровенным глумлением (например, съёмками кулинарного шоу в Киево-Печерской лавре). Всем подобным «реформаторам» хочется напомнить известную фразу Честертона: «Сколько раз казалось, что Церковь катится ко всем чертям. И каждый раз погибали черти».
Артём Маслов
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж». Читайте нас также ВКонтакте, и в Telegram.