У них нет громкого названия или звучного девиза. Нет красочного логотипа и гимна. У них нет масштабной поддержки от государственных структур или крупных предпринимателей. Они не ведут свой телеграм-канал, где собирали бы деньги на гуманитарную помощь. Они просто волонтёры. Сами по себе. Группа единомышленников, которые не смогли остаться безучастными к судьбам жителей Донбасса. К судьбам военных. К судьбам своих соотечественников.
Москвичи, у которых болит сердце за Донбасс
Это просто четверо жителей Москвы. Прихожане местных церквей, которые ещё в 2022 году узнали – они могут помочь жителям пострадавших от киевской агрессии регионов. И вот уже 3 года, как не бросают благое дело – регулярно возят гуманитарную помощь в Луганскую Народную Республику.
«Я вырос с таким воспитанием. Да, в другой стране. Нас так учили – людей нельзя бросать в беде. Даже если это незнакомые тебе люди, – рассказывает идейный вдохновитель группы Вячеслав. Он скромно отказался называть фамилию. Ведь работает не за почести. Попросил называть его просто Михалыч. – Я даже не знаю, как можно по-другому. Как можно отказаться от своих принципов. Отвернуться от людей, которые действительно нуждаются в помощи».
Всё началось с клича, который бросил настоятель одной из московских церквей. Предложил прихожанам собрать небольшую партию гуманитарной помощи. Для тех, кто остался без света, воды и газа в полуразрушенных городах и сёлах ЛНР.
«Приносили всё, что только могли. Средства гигиены, какие-то подгузники для детей, продуктовые наборы, – вспоминает Михалыч. – Я, конечно, тоже не остался в стороне. Где-то помог деньгами, где-то просто покупал всё необходимое. Но сам поехать в Донбасс не мог. Батюшка почему-то меня не благословлял на эту поездку».
Он отправлял один гуманитарный груз за другим, просто наблюдая, как эту работу выполняют его знакомые. Снова и снова обращался к настоятелю. Просил дать возможность самому отправиться в Луганск и дальше, ближе к передовой, где люди больше всего нуждаются в помощи.
«В какой-то момент он сам ко мне подошёл. Спросил, действительно ли я этого хочу. Готов ли я к такой поездке. Конечно, я не стал отказываться, – разводит руками Михалыч, подчёркивая, что иначе и быть не могло. – В общем, он дал своё благословение, и мы начали собирать свой первый гуманитарный груз».
Страх не остановил
Первая поездка в Донбасс была самой волнительной. Живя в Москве, Вячеслав совсем не представлял, как обстоят дела в регионах, где гремит война.
«Конечно, переживал. Мне рассказывали, что в тылу всё спокойно, волноваться не о чем, но одно дело услышать, совсем другое – увидеть собственными глазами, – Михалыч на секунду отводит глаза, будто возвращаясь в свою первую поездку в ЛНР. – Мы пересекли границу, и уже волнение подступило к горлу. Неизвестность ведь пугает больше всего».
Но очень быстро стало ясно – страх ничем не оправдан. По крайней мере, в тех населённых пунктах, куда волонтёрская группа везла свой первый груз, боевые действия уже давно закончились. Хотя о войне напоминало многое. Разрушенные дома, оборванные линии электропередач. Костры во дворах. Люди, которые готовят еду на открытом огне. Ведь другой возможности просто нет.
«Мы привезли какие-то тёплые вещи. Просили прихожан либо покупать новые, либо отдавать одежду в очень хорошем состоянии. Чтобы здесь люди не подумали, будто мы отдаём то, что самим не нужно, – Михалыч даже насупил брови, подчёркивая серьёзность своего дела. – Мы привезли пару генераторов, чтобы люди могли хотя бы зарядить мобильные телефоны. Да и вообще воспользоваться хоть какими-то благами цивилизации».
Начинали с вещей первой необходимости
Одними из первых гуманитарную помощь от безымянной группы волонтёров из Москвы получили жители посёлков под Первомайском. Золотое, Горское, Михайловка. Их безжалостно обстреливали из ствольной артиллерии украинские националисты, когда вээсушников выбили из этих населённых пунктов.
«Мы не стали везти всё подряд. Были на связи с одной из церквей в Первомайске. Конечно, спросили, в чём больше всего нуждаются жители этих посёлков, – рассказывает Михалыч. – Попросили средства гигиены. Влажные салфетки, туалетная бумага, подгузники. Ведь там всё ещё оставались дети. Для них привезли и детское питание».
Первая поездка в Донбасс, как рассказывают волонтёры, оставила неизгладимое впечатление. Отходить от пережитых эмоций пришлось больше недели. Ведь пришло осознание, что жизнь в Москве кардинально отличается. И по-настоящему ценны те вещи, на которые меньше всего обращаешь внимание. Тёплая квартира. Горящая лампочка. Еда, приготовленная на плите.
Здесь жизнь — настоящая
«После того, как увидишь, в каких условиях выживают люди, невозможно смотреть на мир так, как смотрел на него раньше, – рассказывает о своих впечатлениях волонтёр Александр Воробьёв, который перед этим интервью впервые побывал в ЛНР. – Кажется, что жизнь здесь настоящая. Она не прикрыта никакой пеленой. Не сдобрена абсолютно ненужными вещами, которыми мы забиваем свои будни».
Сегодня Михалыч и его команда уже даже не смогли ответить, какой по счёту гуманитарный груз они доставили в ЛНР. Говорят, не ставят себе никаких отметок. Не ведут книгу учёта. Просто делают то, что должны делать.
«Нас всегда встречают улыбками, всегда встречают с радостью в глазах, – рассказывает Григорий, ещё один участник волонтёрской миссии. – Мы, по сути, взяли шефство над жителями одного из посёлков и теперь регулярно им помогаем. Они, конечно, благодарят. Но для нас важнее другое – знать, что они не забыты. Важно, чтобы они знали, что о них помнят».
Помощь военным
Впрочем, помощь гражданским – это лишь часть ответственности, которую взяли на себя простые прихожане московских церквей. Для военных, которые принимают участие в СВО, у волонтёров тоже всегда есть подарки.
«Например, мы часто возим генераторы. Это для них очень важно. На „передке“ электричество необходимо. Зарядить средства связи, запитать ретрансляторы и так далее, – рассказывает Михалыч. – Вообще, нам ребята составляют списки, в чём они больше всего нуждаются. Не всегда получается собрать средства на всё. К большому сожалению. Но мы везём хотя бы то, что можем. И это тоже помощь».
Тележки для эвакуации раненых, резина для автомобилей, окопные свечи, продукты питания и средства гигиены. Содержимое гуманитарного груза никогда не повторяется.
«Однажды нам батюшка даже предложил плести маскировочные сети. После службы подошёл, спросил, нет ли у нас свободных пары часов времени, – вспоминает Михалыч. – Оказалось, прихожане уже давно закупают рыбацкие сети, материалы и плетут маскировку для наших ребят. Ведь это, по сути, расходник. Они быстро выходят из строя. Новые всегда нужны».
Помощь от души, не для отчетов
И помощь таких гумантиращиков, пусть она и бывает иногда очень скромной, на передовой ценят больше всего. Ведь это самое яркое доказательство – простые люди чтут тот подвиг, который каждый день совершает русский солдат. Помнят и ждут бойцов с победой. Таких волонтёров не забывают и гражданские. Обычных жителей столицы, которые не просят сказать «спасибо» на видео для отчёта. Которые нигде не хвастаются своими достижениями. Просто помогают тем, кто по-настоящему нуждается в их помощи.
Егор КИЛЬДИБЕКОВ
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж». Читайте нас также ВКонтакте, и в Telegram.