Флаг взвился над стальным левиафаном. Новейшая российская АПЛ «Князь Пожарский» – «Борей-А» с рекордной скрытностью и автономностью – официально встала на стражу северных рубежей. Оснащённая 16 «Булавами», она – ключевой аргумент в набирающей обороты «большой арктической игре», где ставки выше, чем когда-либо.
Суровый «Борей»
В западных профильных СМИ в последние пару дней особое внимание было уделено церемонии поднятия флага на российской подводной лодке «Князь Пожарский» класса «Борей-А». Субмарина будет патрулировать северные широты, то есть охранять русскую Арктику с возможными выходами в Атлантический океан, благо её ТТХ это вполне позволяют.
В мероприятии принял участие лично президент России Владимир Путин. Глава государства на церемонии заявил:
«Обязательно и в полном объёме реализуем намеченные планы по созданию современного Военно-морского флота, обеспечим безопасность России и наши национальные интересы во всех районах Мирового океана. В этом не может быть никаких сомнений.
Не раз отмечал и повторю: у нас должен быть современный, хорошо оснащённый флот, способный адекватно ответить и на сегодняшние, и на будущие угрозы и риски».

Профильное американское издание Military Watch Magazine, которое публикует материалы о военных достижениях всех государств, а в последние годы особое внимание уделяет России, по этому поводу пишет:
«Возможности этого класса шагнули далеко вперёд по сравнению со стратегическими подлодками эпохи холодной войны, на которые полагался советский ВМФ. Их ввод в эксплуатацию значительно усилил второй компонент российской ядерной триады».
Здесь всё же стоит пару слов сказать о том, что такое «Князь Пожарский» и почему его спуск на воду привлёк такое внимание западного сообщества.
Как было сказано выше, субмарина принадлежит к классу подлодок «Борей-А». В отличие от простых «Бореев», она более тихая, а экипаж на борту может находиться большее количество времени. То есть основные новшества этой АПЛ – это скрытность, дальность хода и длительность рейсов.
Оснащена подлодка 16 межконтинентальными ракетами класса «Булава» с десятью ядерными зарядами на каждой. В линейке «Бореев» это седьмая по счёту АПЛ, планируется построить ещё семь. Кстати, строительство «Князя Пожарского» шло не без проблем. Изначально лодку планировалось спустить на воду ещё в декабре 2023 года, затем сроки были смещены на февраль 2024-го. Летом 2024-го «Князь Пожарский» был отправлен на ходовые испытания. И вот теперь он официально вошёл в состав ВМФ РФ.

Подводная гонка
Если смотреть классификацию подлодок, то эта субмарина относится к четвёртому поколению. На сегодняшний день последнему, которое строится и используется мировыми державами.
Аналогом в США можно считать проекты «Сивулф» и «Вирджиния». Но первый проект после строительства тех субмарин был заморожен, а второй – это подлодки для прибрежных операций. В этом смысле «Бореи» отличаются дальностью хода, хотя, по открытым данным, и несколько уступают «Вирджиниям» в скорости. Но «Вирджинии» и весят значительно меньше – 7800 тонн, тогда как «Князь Пожарский» имеет массу в 24 000 тонн.
Сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Илья Крамник в комментарии нашему изданию отметил:
«Лодки этой серии („Бореи“) оцениваются хорошо сами по себе. Эффективность их сильно зависит от развития и других сил флота, где нам есть ещё куда расти. Морская авиация, противолодочная оборона и так далее.
Есть куда расти и по объёмам и сокращению сроков постройки, особенно многоцелевых лодок. Ракетоносцы – это хорошо. Но их следует прикрывать и обеспечивать».
Отметим, что между Россией и США ведётся своеобразная гонка в сфере проектирования стратегических субмарин. Сейчас Россия активно проектирует подлодки пятого поколения серии «Хаски» и её модификацию «Лайка-ВМФ». Работают над этими проектами с 2014 года и понятно, что достоверной информации о них в отрытых источниках нет.
Но если говорить о предположениях экспертов, то в этих субмаринах упор также будет сделан на скрытность, вооружены они будут «Калибрами» и «Цирконами», предполагаемое водоизмещение лодок – 12 000 тонн. Они должны быть компактными, быстрыми и нацелены в первую очередь на защиту от вражеских подлодок и кораблей.
В США, к слову, пока о пятом поколении говорят очень расплывчато. Есть некий проект X, который начнут реализовывать только к 2040 году.

Север на замке
В последние годы Арктика становится центром притяжения слишком пристального внимания целого ряда государств, большинство из которых настроены к нашей стране недружественно. В этом смысле понятно, почему «Князь Пожарский» будет базироваться именно в северных водах.
Здесь можно вспомнить и поползновения Дональда Трампа на Гренландию, которые теперь плавно сменились намерением строительства там военной базы. На Аляске американский военный контингент стали усиливать ещё в период президентства Байдена. И Трамп эти тенденции ни разу не поменял.
Как минимум, разговоры «про большую арктическую игру» и необходимость усиления позиций США в Арктике регулярно пишут крупнейшие американские издания типа Foreign Affairs.
Разговоры же про то, что Серверный морской путь нужно сделать «нейтральным» и «общедоступным», то есть отобрать его у России, ведутся с президентства Барака Обамы.
В последнее время активизировались и северные государства НАТО. Например, в начале июня этого года российское посольство в Осло сообщило:
«Норвегия усиливает своё военное присутствие в северных частях страны и создаёт предпосылки для включения в Арктические операции других членов НАТО. Это происходит, несмотря на заявления о стремлении к поддержанию низкой напряжённости в регионе. Основное внимание уделяется привлечению к участию в арктических делах таких стран, как Великобритания, Германия, Нидерланды и Франция».
Но интересно и то, что Россия, несмотря на это внешнее давление, укрепляет не только оборону, но и арктическую гражданскую инфраструктуру.

В конце марта этого года Владимир Путин на совещании по вопросам развития Арктической зоны обозначил эти задачи следующим образом:
«Здесь, в Арктике, в этом стратегическом и значимом для нас регионе перед нами стоят масштабные и системные задачи. Предстоит укреплять транспортную, логистическую инфраструктуру, расширить возможности экономики, бизнеса с обязательной защитой чувствительных экосистем Арктики.
Необходимо последовательно улучшать городскую среду, благоустраивать населённые пункты Крайнего Севера, в целом повышать качество жизни людей, чтобы у них была интересная, хорошо оплачиваемая работа, современные системы образования и здравоохранения, чтобы жить в Арктике было по-настоящему комфортно и привлекательно».
В реальных цифрах из бюджета страны на развитие региона в 2025–2027 годах заложено порядка 26 миллиардов рублей. Это без учёта частных инвестиций.
Что в итоге?
То, что западные эксперты настолько серьёзно отнеслись к «Князю Пожарскому», дополнительно показывает, насколько эта АПЛ своевременно введена в строй и эффективна в потенциале. В целом же мы снова можем видеть, что Россия чётко определила свои приоритеты в Арктике и от них не отказывается. Но особенно важно: мы не только защищаем, но и развиваем русский Север.
Александр ЧАУСОВ, публицист, кандидат исторических наук
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж». Читайте нас также ВКонтакте, и в Telegram.