Чтобы не дать планете сорваться в новую гонку стратегических вооружений, Москва готова действовать в одиночку. Владимир Путин объявил о годовой отсрочке «ядерной зимы» в отношениях с Западом. Озвученное президентом России условие превращает жест доброй воли в чёткий дипломатический сигнал администрации Трампа.
Продлеваем договор
На оперативном совещании с постоянными членами Совета Безопасности России президент Владимир Путин в числе прочего поднял вопрос стратегической обороны и Договора о стратегических наступательных вооружениях. В частности, глава государства анонсировал одностороннее продление ДСНВ Россией на год после официального истечения его действия в феврале следующего года:
«Срок действия ДСНВ истекает 5 февраля 2026 года, что означает скорое исчезновение последнего международного соглашения о прямых ограничениях на ракетно-ядерные потенциалы. Чтобы не провоцировать дальнейшую гонку стратегических вооружений, обеспечить приемлемый уровень предсказуемости и сдержанности, считаем оправданным попытаться сохранить на нынешнем достаточно турбулентном этапе сложившийся благодаря ДСНВ статус-кво. Поэтому Россия готова после 5 февраля 2026 года продолжить в течение одного года придерживаться центральных количественных ограничений по Договору о СНВ».
Стоит напомнить, но нынешняя итерация Договора – третья по счёту, и она была заключена в 2010 году в Праге. В России ДСНВ-III вступил в силу в феврале 2011-го. Суть этого соглашения в паритете по сокращению стратегического наступательного вооружения и регулярных взаимных инспекциях сторон Договора на стратегических объектах друг друга. Инспекции, впрочем, перестали проводится ещё в 2020 году.
Ещё раньше, в 2017 году, президент США Дональд Трап заявлял, что Договор «более выгоден России, чем США» и называл его «односторонней сделкой». Однако тогда дело всё же не дошло до его расторжения.
Впрочем, за эти годы Штаты и Запад в целом сделали всё, чтобы в некоторой степени обессмыслить ДСНВ. Их действия вынудили нашу страну приостановить действие соглашения в 2023 году. При этом, несмотря на приостановку участия в Договоре, Россия в одностороннем порядке соблюдает пункты о количестве стратегических вооружений, не наращивая их численность.

Камнем преткновения в 2022–2023 годах стала позиция НАТО. Североатлантический Альянс также захотел присоединиться к инспекциям на российские стратегические объекты, при этом не вступая в ДСНВ в качестве третьей стороны.
Помимо этого, в 2023 году уже окончательно стало понятно, что Запад финансирует Украину в конфликте против России, снабжает её военной техникой, оружием и разведывательными данными. Естественно, что при таком положении дел ни о каких «инспекциях» со стороны Запада на российских военных объектах не могло быть и речи.
Ядерное и космическое
Второй важный момент, о котором упомянул Владимир Путин на совещании – это прямая и непосредственная связь ДСНВ с ядерными вооружениями:
«Полный отказ от наследия данного соглашения стал бы со многих точек зрения ошибочным и недальновидным шагом, что в том числе негативно сказалось бы, по нашему мнению, и на обеспечении целей Договора о нераспространении ядерного оружия».
Здесь просто стоит напомнить, что ещё в 2005 году Объединённый комитет начальников штабов США представил «Доктрину объединённых ядерных операций» (Doctrine for Joint Nuclear Operations), которая предполагает превентивный ядерный удар в том числе и по неядерным державам в случае угрозы национальной безопасности Штатам. В 2022 году этот тезис перекочевал в американскую Стратегию национальной безопасности. То есть окончательно закрепился как доктринальный элемент американской оборонной политики.
«Накопившиеся проблемы в стратегической сфере связываем с деструктивными действиями Запада. Их дестабилизирующие доктрины и военно-технические программы нацелены на обретение абсолютного и подавляющего превосходства», – подчеркнул в этой связи глава России, обращаясь к членам Совета Безопасности.

К слову, одной из последних таких анонсированных американским правительством программ стал «Золотой Купол». Этот проект предполагает размещение на околоземной орбите сотен, а то и тысяч противоракетных спутников. В таком случае реализация проекта «Купол» приведёт к милитаризации космоса и нарушению Договора «О мирном использовании космоса» от 1967 года. Штаты из этого соглашения не вышли, но в 2020 году вышли из Договора по открытому небу, который является логичной частью комплекса этих соглашений.
Владимир Путин в своём выступлении упомянул и этот аспект проблемы:
«Особое внимание надо также уделить планам наращивания стратегических компонентов системы противоракетной обороны США, включая подготовку к размещению средств перехвата в космосе».
Важные оговорки
Тем не менее последние позитивные шаги в сфере российско-американских отношений, как, например, переговоры на Аляске Владимира Путина и Дональда Трампа, дают надежду на стабилизацию по ключевым вопросам глобальной безопасности.
Именно поэтому наша страна и идёт на продление действия договора в одностороннем порядке, хотя и с определёнными и принципиальными оговорками, которые также обозначил глава государства:
«На основе анализа обстановки нами будет приниматься определённое решение о последующем сохранении указанных добровольных самоограничений. Полагаем, что данная мера станет жизнеспособной только при том условии, что США будут действовать аналогичным образом и не предпримут шагов, подрывающих или нарушающих существующее соотношение потенциалов сдерживания. В связи с этим прошу профильные ведомства продолжить тщательно отслеживать соответствующую деятельность американской стороны».

Военный эксперт Алексей Леонков в интервью РИА Новости так прокомментировал данное решение Владимира Путина:
«Мы транслируем американской стороне, что, если договариваться о международной безопасности, ядерной безопасности, надо это делать по серьёзному и без тех препятствий, которые мешают этим договорённостям. И обозначили срок – год. В течение года президент США Дональд Трамп и его окружение должны выработать какую-то программу и не на словах, а на деле привести к тому, чтобы этот договор был продлён или, наоборот, закрыт».
Проше говоря, Россия в данном случае не просто совершает жест гуманизма, но даёт администрации Трампа очень чёткий сигнал. И как бы клишированно это ни прозвучало, «мяч сейчас на стороне США».
Что в итоге?
В перспективе предложение Владимира Путина действительно открывает путь для США к налаживанию отношений в важнейшей сфере, в области стратегической обороны и контроля за ядерными вооружениями. При этом, в дипломатическом смысле, это повод отойти непосредственно от «вопроса Украины» и начать диалог по куда более глобальным проблемам. Нюанс тут действительно в том, как прореагирует администрация американского президента и Дональд Трап лично, поскольку, стоит напомнить, он до сих пор активно претендует на роль «главного миротворца во всём мире». А возобновление сотрудничества России и США по линии ДСНВ – это и есть самое непосредственное миротворчество в масштабах всей планеты.
Александр ЧАУСОВ
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж». Читайте нас также ВКонтакте, и в Telegram.













































