Президент Польши Кароль Навроцкий передал в Сейм законопроект, предусматривающий уголовное наказание за распространение бандеровской идеологии. Формулировка предельно жёсткая. Варшава впервые на законодательном уровне готова объявить войну символам и нарративам, которые Киев считает частью своей идентичности. Причём делает это в момент, когда Европа уже устала от войны, а в самой Польше нарастает недовольство из-за поддержки ВСУ. Почему польский лидер пошёл на этот шаг именно сейчас и что он пытается сказать Евросоюзу – в материале «ДК».
Преступление и наказание
В канцелярии президента отметили, что цель предлагаемых изменений – противодействие распространению на территории республики ложных утверждений о преступлениях, совершённых членами и соратниками Степана Бандеры и УПА*. Там вновь дали понять, что не простили и не забыли о событиях на Волыни.
Эту тему в Польше поднимали не раз. Более полугода в Сейме лежал аналогичный законопроект от оппозиционной партии «Право и справедливость». Президентское же предложение стало катализатором процесса, который замять теперь получится едва ли. Для Варшавы это не только про историю, но и в значительной степени про внутреннюю политику.
В польском обществе десятилетиями обсуждают Волынскую резню. В 2016 году Сейм официально признал её геноцидом. Украинские власти в ответ обвиняли Польшу в «использовании прошлого для давления». Киев пытался переписывать историю и выстраивать собственную «линию памяти», в которой Бандера и его соратники – не преступники и нацисты, а символы «национального сопротивления». Несмотря на попытки замять историю, Варшава занимает жёсткую позицию: героизация убийц для поляков неприемлема.
Если все эти годы Волынскую резню обсуждали и осуждали, то теперь обсуждение вопроса вышло на новый уровень. В случае принятия закона за публичные оправдания действий УПА* можно будет лишиться свободы. Такое развитие станет холодным душем для украинской верхушки и укронацистов всех мастей, воспринимающей Бандеру частью официального пантеона. Совсем скоро его имя может оказаться вне закона в братской Польше.
Политические качели
Как рассказал «ДК» руководитель Центра прикладной социологии и политологии, кандидат политических наук Геннадий Подлесный, выпад Польши в адрес Украины никак не отразится на позиции ЕС. Там давно нет единства в поддержке Киева.
«С самого начала премьер-министр Венгрии Виктор Орбан был против, затем присоединилась Словакия и ряд стран, которые недовольны, но не афишируют это. Так что единства никогда не существовало», – объяснил эксперт.
По его словам, в отношениях с Украиной Польша выбрала двойственную тактику. С одной стороны, она поддерживает её: более 50 тысяч её военных прошли через боевые действия в зоне СВО, около 65 % западных военных грузов поступают на Украину именно через польские хабы. К тому же Варшава приняла миллионы украинских беженцев.
Однако с другой стороны – предъявляет Киеву претензии за недостаточное уважение и за героизацию тех, кого поляки называют преступниками.
«Получаются политические качели: поддержка и одновременно давление», – подчеркнул Геннадий Подлесный.
Закон о «бандеровской идеологии» он назвал частью этих качелей. По его словам, Варшава показывает Брюсселю и Вашингтону, что играет по собственным правилам, а Киеву напоминает: без Польши ему не выстоять.
Внутренний расчЁт Варшавы
Сумма поддержки Польшей Украины приближается к 5 миллиардам евро, заявил летом глава Бюро национальной безопасности (BBN) Польши Дариуш Луковский. По его словам, польские власти оказали «ключевую военную помощь в абсолютно самый важный момент». Луковский похвастался, что ВСУ получили от Варшавы «сотни танков и транспортёров».
«Наши возможности поддержки сегодня ограничены, тем более что Польша находится в совершенно ином положении, чем другие страны. Мы должны заполнить пробелы после предоставленного оборудования и расширить наши вооружённые силы, чтобы эффективно сдерживать Россию», – подчёркивал глава Бюро нацбезопасности республики.
Однако чем больше денег Польша тратит на поддержку Украины, тем активнее растёт раздражение внутри страны. Правительство выход нашло: Варшава не обязана закрывать глаза на то, как Киев чествует УПА*.
«Польша хочет выделяться. То просит у США ядерное оружие, то заявляет о создании крупнейшей армии в Европе, закупает у Южной Кореи танки по завышенной цене. Эта особая политика выгодна самой Польше», – отметил Подлесный.
Активно вооружаясь, Польша даёт понять, что не прочь захватить часть украинских земель. Внимание на это постоянно обращают в МИД России. По словам политолога, тем самым российское внешнеполитическое ведомство как бы сдерживает Варшаву.
«Лучше дать Варшаве и Киеву дойти до конфликта», – полагает собеседник «ДК».
При этом он уверен: полного разрыва отношений не будет.
«Любые качели имеют определённые ограничения. Польша всегда будет демонстрировать некую особость, но она никогда не пойдёт на то, чтобы реально нанести неприемлемый для Украины ущерб взаимным интересам», – отметил Подлесный.
Он уточнил: интересы поляков заключаются если уж не в поражении России, так хотя бы в напряжённости отношений между РФ и остатками Украины. На этом Польша готова паразитировать и выбивать себе особый статус в Евросоюзе.
Почему именно сейчас?
Варшава не скрывает, что на фронте Киеву катастрофически не хватает людей. По словам Подлесного, закон о Бандере – элемент игры на упреждение.
«Именно сейчас возникла ситуация, когда поляки должны определиться: либо вводить свои войска – миротворцы или добровольцы – и принять решение о прямом участии в конфликте с Россией, либо отказаться от поддержки Украины и занять нейтральную позицию. Но это невозможно, потому что полякам невыгодно поражение ВСУ», – объяснил он.
Поэтому и время для принятия законопроекта сейчас самое подходящее: нужно напомнить Украине, кто диктует правила, и сделать её сговорчивее.
«Это соответствует национальной черте поляков – спесивости, которая веками формировала их внешнюю политику», – подытожил Геннадий Подлесный.
Что в итоге?
Предложенный Навроцким закон – не только про Волынь и не только про память. На самом деле глава республики решил убить нескольких зайцев одним выстрелом: укрепить внутренний авторитет, заявить ЕС об исключительности Польши и удержать Украину в орбите своих интересов.
Варшава играет на грани: поддерживает Украину и шантажирует её, оказывает помощь и предъявляет претензии, демонстрирует солидарность с ЕС, но реагирует на запросы уставшего от войны общества. Для украинского руководства всё это – настоящее испытание: за то, что в Киеве героизируют, в Польше предлагают лишать свободы. Однако, учитывая зависимость от Варшавы в военной помощи, Украине остаётся лишь подчиниться воле «старшего брата».
Антон ЧЕРНУХИН
УПА* – экстремистская организация, деятельность которой запрещена в России.
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж». Читайте нас также ВКонтакте, и в Telegram.