В его семье было 12 учителей – целая династия. Андрей Боряк в детстве мечтал пойти по стопам отца и стать историком, но судьба распорядилась иначе. После преждевременной смерти отца, когда мальчику было всего девять, мечта изменилась: «Чтобы другие дети росли с отцами». Самый прямой путь к этой цели –стать врачом. Сегодня Андрей Боряк – главный врач Республиканского центра травматологии, ортопедии и нейрохирургии. В эксклюзивном интервью «ДК» он рассказывает о своём выборе, о том, как изменилась травма за годы конфликта, и почему его команде есть чем гордиться вопреки всем обстоятельствам.
От истории — к нейрохирургии
В кабинете Андрея Боряка – множество грамот и кубков. Эти награды лишь малая часть заслуг республиканской травматологии, вернувшей к жизни сотни людей. Это самый настоящий «конвейер» по восстановлению человеческих жизней. Да я и сам был их пациентом и могу подтвердить: палец двигается как ни в чём не бывало!
Свой первый вопрос я задал самый очевидный: почему медицина? Может, семейная династия, как это часто бывает у врачей…
«Династия, как раз таки, была. Вот только не медицинская, – начинает отвечать Андрей Леонидович. – У меня в семье 12 учителей в разных поколениях. Я очень любил историю. И отец мой историком был, он привил любовь эту. Но, к сожалению, папа ушёл из жизни, когда мне было девять лет. И, скорее всего, это был один факторов, повлиявших на меня. Уже классе в 8-м я сформулировал у себя в голове то, что я хочу от жизни – чтобы другие дети росли с отцами. Как бы высокопарно это ни звучало».
Рассчитывать — только на самого себя
Спрашиваю Андрея Леонидовича, в чём секрет его успеха и признания. Слава о нашей травматологии гремит далеко за пределами Республики. Возглавить такой коллектив – огромная честь. Как ему это удалось?
«Вы знаете… Секрет простой. Я из семьи обычных учителей. Мама, педагог от Бога, заложила принцип: „В жизни можешь рассчитывать только на себя“. Я привык много работать. Окончил школу с золотой медалью, поступил в мединститут, отслужил в армии и, вернувшись, с четвёртого курса пошёл работать медбратом в приёмном отделении. Оно находилось в одном корпусе с нейрохирургией – это в том числе тоже определило мой путь».
Андрей Леонидович уже после учёбы семь лет отработал нейрохирургом в Рудничной больнице в Макеевке.
«Этот период своей жизни я вспоминаю с благодарностью по сей день. Да, было сложно. Но тот период мне дал очень большой опыт. А вот уже с 2000 года и по сей день я работаю здесь, в Республиканском центре травматологии. Тогда центр, конечно, назывался иначе – областная травматологическая больница».
Не потерять в себе врача
«По основной своей врачебной специальности я нейрохирург. Вторая специальность – травматолог-ортопед, и вот сейчас добавилась организация здравоохранения».
Несмотря на административную должность, Андрей Боряк врачебную практику не оставляет.
«Врач всегда остаётся врачом. Административная работа занимает очень много времени. Но я продолжаю врачебную практику, стараюсь оперировать при любой возможности. За 26 лет в нашей больнице я прошёл путь от врача-нейрохирурга до заведующего отделением нейрохирургии, и затем до главного врача больницы. Знаю работу не понаслышке. Врача в себе стараюсь не потерять».
Андрей Леонидович также занимается научной работой.
«Одна из составляющих нашего центра – это бывший донецкий НИИ травматологии и ортопедии. Я являюсь кандидатом медицинских наук. С коллегами работаем и в этом направлении. Кстати, у нас сейчас в стадии завершения две научно-исследовательские работы, всё успеваем совмещать».

От мирной травмы — к огнестрелам и минно-взрывным травмам
Республиканской травматологии скоро исполнится 72 года. Поговаривают, что её проектировали под патронатом лично Сталина для региона с высоким производственным травматизмом.
«Даже само здание выдающееся – таких построили всего три. Одно в Донецке, одно в Кемерово и одно в Китае – в Шанхае. То есть внимание было к региону повышенное – из-за большого количества производств, из-за плотности населения», – не без гордости рассказывает Андрей Леонидович.
Сотрудникам центра к вызовам было не привыкать – шахтные аварии и массовые поступления были частью работы. Но 2014 год принёс принципиально новые травмы.
«Мы столкнулись с совершенно другим видом травматизма – высокоэнергетическим, с заведомо инфицированными ранами. Пули и осколки нестерильны, что полностью меняло принципы помощи, от сортировки до лечения», – объясняет Андрей Леонидович.
Врачам пришлось заново учиться, обращаясь даже к опыту хирургов Великой Отечественной войны: «Определённые принципы, заложенные тогда, остаются незыблемыми и сейчас».
«Бороться за каждый сантиметр конечности»
2022 год принёс новые испытания. «Характер травм изменился – больше минно-взрывных поражений, появились ранения от „лепестков“, „колокольчиков“, дронов. Оказание помощи при таких повреждениях имеет свою специфику».
Особую боль и гордость врача вызывают спасённые дети. «Особенно когда шли бои за Мариуполь. К нам привозили детей, которые, имея тяжёлое ранение, по 2-3 недели находились в подвалах без медицинской помощи. А во время эвакуации укронацисты стреляли в спины их родителям… Грубо говоря, у трети были показания к ампутации. К чести моих коллег, ни у одного ребёнка не была проведена ампутация. Наш девиз был, и есть, и остаётся – бороться за каждый сантиметр конечности».
Опыт донецких травматологов, в том числе и детского отделения, сегодня признан на федеральном уровне. «Леонид Михайлович Рошаль очень высоко оценивает наш коллектив. Его мнение, что опыт Донецка – бесценный и на сегодняшний день, наверное, к нашему сожалению, самый большой в Российской Федерации».

Инновации вопреки
Несмотря на боевые действия, центр развивается. Одно из ключевых новшеств – эндоскопические операции на позвоночнике, внедрить которые помогли московские коллеги. «Благодаря подвижничеству московского коллеги Бориса Анатольевича Сыченикова с 22-го года начали выполняться эндоскопические операции на позвоночнике, и на сегодняшний день мы эти операции выполняем в условиях нашей клиники, они у нас уже ходовые, поточные», – с гордостью отмечает главврач.
Центр также получил новый микроскоп для микрохирургических операций, что вывело на новый уровень работу уникального отделения микрохирургии конечности. «У нас есть опыт реимплантации кисти – это полностью оторванная кисть, пришивается, соединяются кости, сосуды, нервы, сухожилия. То есть это колоссальная операция. И конечно, с микроскопом эти операции стало делать проще и ещё более высокопрофессионально».
Отделение микрохирургии глаза, единственное в регионе, также получило новое оборудование. «У нас клиника уникальная. Выполняется колоссальный объём операций по различным видам травм глаза, которые не делаются нигде на всех присоединённых территориях».
Продолжается в центре и плановая помощь, например, эндопротезирование суставов. «Мы смогли закупить необходимое количество эндопротезов. Сейчас значительно оптимизировали и усилили количество выполняемых эндопротезирований».
Всё это происходит в больнице с острой нехваткой воды. Стерильность здесь поддерживается на высочайшем уровне титаническими усилиями персонала.
Жизненный принцип
В завершение Андрей Леонидович делится главным принципом: «Самое важное –помогать людям. А лучшая операция – та, которую можно избежать». Его пожелание жителям просто: «Берегите здоровье с молодости. Здоровый образ жизни – не просто слова, а возможность сохранить себя». В этих словах – мудрость врача, который ежедневно видит хрупкость человеческого здоровья.
Ринат Айгистов
Фото автора