Сильные, порой грубые героини на сцене – и тонкая, деликатная душа в жизни. Заслуженная артистка Мария Марченко уже 28 лет служит в Донецкой муздраме, считая театр своим вторым домом. Она прошла через огонь войны, играла при аншлаге под обстрелами и знает, что самая главная награда для актрисы – восторг в глазах детей, для которых она с удовольствием становится сказочной Бабой Ягой.
Работа — второй дом
В Донецкую муздраму заслуженная артистка России и ДНР Мария Марченко пришла в 1997 году. Пришла и осталась на долгие годы. Вот уже 28 лет, как она служит капризной музе Мельпомене на родной сцене. Выражение «Работа – второй дом» для Марии не образное, ведь оно полностью соответствует её жизненной ситуации. Она счастливый человек – утром идёт с радостью на работу или, вернее сказать, на службу искусству, а вечером, после спектакля или репетиции, спешит домой, к семье, к родным.
Большинство сыгранных Марией Марченко героинь – дамы с характером: сильные, напористые, пробивные, порой грубые и даже бесцеремонные. В жизни актриса полная противоположность своим персонажам, человек с тонкой душой, природным чувством такта и деликатности. А вот характер у неё не менее сильный, чем у её сценических героинь.
Недавно состоявшаяся премьера спектакля «Зимы не будет» на Сцене на Садовом добавила в послужной список актрисы драматическую роль, разбавившую список характерных и комедийных образов. Паша Большая близка Марии Марченко своим сильным характером, независимостью, стойкостью, непоколебимым оптимизмом и способностью любить не только оболтуса-сына или прикормленных бездомных котов, но и весь мир, всех людей, даже приносящих ей зло.
Мария абсолютно не гордится почётными званиями, считая, что это заслуга всех, кто причастен к созданию спектаклей, где она сыграла более полусотни разноплановых ролей, всего коллектива. «Так хочется, чтобы заметили и оценили каждого, ведь у нас в театре так много талантливых людей», – говорит актриса.
Пела и танцевала с пелёнок
Нашу беседу мы традиционно начинаем с детства, с первых встреч с театром, с зарождения желания стать актрисой. Творческие способности маленькая Маша демонстрировала с пелёнок. С детского сада пела и танцевала на каждом утреннике, в старшей группе уже была полноценной участницей творческого процесса, выдавая восхищённым воспитателям идеи номеров для праздничных концертов. В школе к песням и танцам добавилось участие в команде КВН, где и раскрылся талант комедийной актрисы.
После школы Мария планировала ехать штурмовать лучшие театральные вузы Москвы, но распался СССР, обстановка была нестабильная, и родственники не отпустили уроженку Мариуполя дальше Донецка. В столице Донбасса тогда набирали экспериментальный курс в училище культуры, нынешний Донецкий колледж культуры и искусств. В течение года студенты изучали профильные предметы прямо на базе Донецкой муздрамы. Среди преподавателей были ведущая артистка театра Татьяна Романюк и режиссёр Юрий Кочевенко. «Мы даже мечтать не могли, что нами будут заниматься такие звёзды!» – вспоминает Мария.
От Клары до Прони Прокоповны
Выходить на сцену в постановках муздрамы Мария и её однокурсники начали с первого года обучения. Сначала это была массовка. Потом пошли маленькие роли в детских сказках. И наконец, дебют в небольших ролях – Клара Хилл в «Пигмалионе» и Погромщица в легендарной «Поминальной молитве».
Сразу после выпускного Мария получила настоящий подарок от родного театра – ввод в спектакль «За двумя зайцами» на роль неподражаемой Прони Прокоповны. Эту роль она играла более двадцати лет, пока жил спектакль. Но перед дебютом в главной роли она волновалась так, что словами не передать. Проня сделала молодую актрису популярной и узнаваемой зрителями даже на улице, где многие просили автограф.
Звёздную болезнь Мария не подхватила. Иммунитет от этого недуга получила ещё в студенческие годы, когда все преподаватели наперебой говорили, что маленьких ролей не бывает. Поэтому, даже выходя на сцену в эпизоде, она выкладывалась так, будто играла главную героиню. За это зрители любили её ещё больше.
Баба Яга рулит
«Нас с первого курса учили: не бывает маленьких ролей! К каждой вы должны относиться серьёзно, со всем вниманием, любовью и уважением. Этот подход к работе я до сих пор считаю самым правильным», – рассказывает Мария Марченко.
На вопрос насчёт любимой роли она сразу отвечает, не задумываясь, что это Лиза в спектакле «Страсти по Торчалову». Но больше всего ей нравилось и нравится играть в сказках, где доверяют образы отрицательных персонажей – Бабы Яги, Кикиморы. Из недавних работ она обожает Атаманшу разбойников из «Снежной королевы». По словам Марии, именно в сказках можно подурачиться, позаигрывать с юными зрителями и что-то смешное придумать вместе с партнёрами, а восторг в глазах детей – самая главная и важная награда.
«Наверное, поэтому я так люблю эпизоды, стараюсь в каждом находить что-то своё, интересное, необычное».
Испытание войной
Мария Марченко с честью выдержала испытание славой, оказавшись неподверженной даже лёгкой форме звёздной болезни. И вот, в 2014-м пришлось проходить сквозь огонь начавшейся гражданской войны. Уезжая вместе с мужем и детьми в отпуск, она, как и многие жители региона, надеялась, что всё обойдётся и конфликт затихнет к осени. Увы!
Растянувшийся на несколько месяцев отпуск прервали после звонка худрука театра Натальи Волковой, сообщившей об открытии сезона.
«Мы с моей семьёй не выбирали, где жить. Это дом. Как можно было в трудную минуту оставить дом?» – отвечает Мария на вопрос, не было ли желания уехать подальше от боевых действий, как это сделали многие коллеги.
Мария до сих пор не может передать словами чувства, которые испытала 11 октября 2014 года, когда МДТ им. М. М. Бровуна открыл первый военный сезон спектаклем по пьесе Гоголя «Женитьба». Вход был бесплатным, денег у людей, оказавшихся летом в блокаде, лишённых пенсий, пособий и зарплат, не было. Город кошмарили обстрелами каратели из ВФУ. Артисты думали, что зал будет почти пустым. Но каким же было их удивление, когда после поднятия занавеса они увидели аншлаг. Люди сидели даже на ступеньках. А после спектакля зрители подходили к актёрам, протягивали руки, обнимали и все вместе плакали.
Глоток свежего воздуха
Именно так, именно глотком свежего воздуха стали для коллектива гастрольные поездки по Российской Федерации, когда театр был вынужден не давать спектакли для зрителей Донецка из-за участившихся обстрелов центра города дальнобойным оружием, поставляемым боевикам ВФУ из стран НАТО.
Донецкий театр встречали очень хорошо во всех уголках необъятной России, куда забрасывала гастрольная судьба. Залы были полными, аплодисменты, тёплые слова и добрые пожелания. Но как же тогда хотелось, чтобы вновь распахнулся занавес в родном зале родного театра! И вот желание исполнилось, уже второй сезон театр снова работает в очном формате, выдавая новые спектакли. Среди них – «Зимы не будет». Спектакль не о странной женщине, безумно любящей кошек, а история о человечности, о том, как не утратить звания венца Божьего творения даже когда тебе негде жить, а преклонить голову можно лишь на тёплые, мохнатые спинки мурлыкающих друзей, переживающих: «Как тётя Паша переживёт зимние холода? Ведь у неё нет шерсти!».
Впереди у Марии Марченко череда новых работ, новых образов. А пока, как и у большинства жителей Донбасса, одна мечта – чтобы скорее наступил мир.
Юлия БАЛДИНА
Фото предоставлены Марией Марченко