Молодой художник-постановщик из заполярного Мурманска, создавший волшебные миры для донецкой «Трактирщицы», раскрыл секреты своей профессии. Выпускник ГИТИСа, выросший за кулисами, и двукратный победитель престижного чемпионата ArtMasters Фёдор Архипов рассказал, почему работа в Донецке стала для него творческим вызовом, как пятый вариант эскиза привёл к успеху и в чём он видит главную задачу театра – сеять добро и дарить зрителю возможность забыть о реальности.
Взять интервью у него получилось лишь после премьеры, так как ранее рабочий график Фёдора редко оставлял свободную минуту даже для того, чтобы выпить кофе и перевести дух. Настолько насыщенным был процесс создания нового спектакля.
Творческий вызов
– Фёдор, рады приветствовать вас в Донецке. Как получили предложение посотрудничать с МДТ им. М. М. Бровуна? Как отнеслись к этому?
– В Донецке я оказался, в частности, благодаря ГИТИСу. Также благодаря Григорию Заславскому, автору проекта и режиссёру Марии Федосовой. Однажды она позвонила мне и предложила такой вот интересный проект в Донецком музыкально-драматическом театре, как спектакль «Трактирщица». Для меня это стало неожиданностью, своеобразным творческим вызовом. И после не очень длинных раздумий я согласился.

Донецк – город-сад
– Ваши впечатления о нашем городе?
– Замечательный, прекрасный город! К сожалению, из-за загруженности в процессе постановки спектакля, у меня не было возможности на длительные, полноценный прогулки по Донецку. Я не успел обойти город полностью и осмотреть все достопримечательности. Но улицы, аллеи и бульвар Пушкина, прилегающие к театру, стали частью моего маршрута во время прогулок в короткие, свободные минуты. Впечатление сложилось очень приятное.
Донецк поразил замечательной, тёплой погодой в конце лета, во время моего первого визита. Обилие зелени, цветов, ухоженные клумбы – всё это составило очень позитивный портрет города. Ведь я сам из сурового заполярного края. Не менее красивой оказалась и донецкая осень, подарившая возможность созерцать красивейшие пейзажи.
Попытка номер пять
– Работа в процессе постановки спектакля шла легко? Ваши творческие идеи принимались сразу?
– Творческий поиск – один из самых волнительных и интересных этапов начальной работы над спектаклем. Мы очень много общались с Марией Федосовой по поводу смыслов и стилистических моментов решения постановки. Обсуждались даже самые мелкие визуальные нюансы. Мария очень вдумчивый режиссёр, профессионал своего дела, чётко понимающая, что ей необходимо. Я интерпретировал свои впечатления, отталкиваясь от её мыслей. В итоге по эскизам у нас выходило 4 полноценных варианта.
В первый приезд в Донецк, походив по залу театра, я решил немного изменить архитектуру моей сценографии. В результате спектакль поставлен по пятому варианту предложенных мною эскизов сценографии.
В целом творческий процесс получился у нас спонтанным, интересным. Главное – это ощущение радости, когда после выпуска спектакля ты видишь воплощённые на сцене мысли, эскизы, ставшие творческой реальностью. Материализация в жизнь какой-то задумки, самой смелой идеи – очень приятный момент для художника.

Фантастические «игроки»
– Смотрели постановки нашего театра? Что из спектаклей понравилось более всего?
– К сожалению, получилось попасть только на один спектакль, «Игроки», который идёт на большой сцене. Постановка просто замечательная. Очень лёгкая, визуально насыщенная, просто с отличными режиссёрскими моментами и яркими актёрскими работами. Работа художника-постановщика этого спектакля – просто фантастическая. Мне очень понравилась.
Я заметил такую вещь, что в центральной части нашей страны, в столицах люди пресыщены театральным искусством. Редко зрители отправляются в храм Мельпомены, чтобы просто провести приятно вечер. В большинстве своём идут на каких-то режиссёров, какие-то имена актёров. Но нужность театра не в этом. И здесь, в Донецке, в музыкально-драматическом театре, людям нужно именно театральное искусство. Это живая реальность, полное вовлечение публики в происходящее на сцене. Меня это даже больше поразило, чем отличный спектакль. Таких эмоций я давно не испытывал, это было просто фантастически! Это заслуга всего коллектива театра, помогающего зрителю забыть о каких-то внешних вещах, о том, что происходит за стенами здания театра. На два часа зритель окунается в совсем другой мир. Суть театра в этом, и в Донецкой муздраме я её увидел.

Ребёнок закулисья
– Расскажите о себе. Как пришли к творчеству?
– Мой путь в творчество был прост. Я – ребёнок закулисья. Моя мама, Светлана Архипова, – театральный художник, заслуженный художник Российской Федерации. Сколько я себя помню, мама занимает должность главного художника Смоленского академического драматического театра им. А. С. Грибоедова.
Разумеется, всё своё детство я ходил за кулисы и наблюдал за её работой. В поле моего зрения оказывались актёры, художники, художники по свету, гримёры, постижёры. Вся внутренняя жизнь театра крутилась перед глазами, подобно яркой карусели. Поэтому иных вариантов, кроме как связать свою жизнь с искусством, у меня просто не было.
Я окончил музыкальную школу и весьма неплохо играл на виолончели. Были и другие увлечения – футбол, бокс. Но театр не выходил из головы, не мог я уже без него. Вот и решился поступать в ГИТИС, пойти по стопам своей мамы. В итоге после окончания института, приблизительно через полгода, я стал главным художником Мурманского областного драматического театра, где и служу до сих пор.

Титанический труд
– Раскройте несколько секретов профессии художника-оформителя. Какие качества для этого нужны?
– Мне кажется, что наша работа – самая интересная в театре, иначе я бы ею не занимался. Она самая занимательная, самая увлекательная, но при этом – самая сложная. Ведь во время постановочного процесса приходится решать ряд вопросов производственного характера. Создание образов героев – эскизов костюмов, декораций – это титанический труд, требующий сосредоточенности и огромных знаний. В идеале представитель моей профессии обязан знать всё. Это удел каждого главного художника театра и каждого художника-постановщика спектакля. В любой ситуации ты должен находить решения, требующие хладнокровности, острого критического ума, взглядов.
– Поделитесь впечатлениями от участия в открытом чемпионате ArtMasters-2025. Что дало вам участие в нём? Новых друзей коллег нашли?
– Участие в ArtMasters для меня – это уже вторая победа. В первый раз я участвовал в конкурсе вместе с «Геликон-оперой», одним из ведущих оперных театров в центре Москвы. В результате выиграл возможность участвовать в постановке оперы Джакомо Пуччини «Богема». В этом году удалось занять первое место в компетенции «Художник-оформитель». Было очень интересно, волнительно. Этот чемпионат заставляет молодых людей развиваться, двигаться дальше, оттачивать свои какие-то навыки и коммуникации, работая с предметом своей компетенции. Выиграл я стажировку в Центральном театре кукол им. Образцова.

Задача – сеять добро
– Ваша творческая мечта?
– Моя профессия заключает в себе очень много моментов – я создаю миры, в которые предлагаю людям окунуться, соприкоснуться с той или иной эпохой. Хочется, чтобы мои спектакли смотрели, чтобы они становились дверцами в реализацию мечты каждого зрителя. Хочется донести до людей что-то тёплое, приятное, доброе, заставить поверить, что добра в нашем мире больше, чем зла, и оно всегда побеждает не только на театральной сцене, но и в реальной жизни.
Юлия БАЛДИНА
фото предоставлены Фёдором Архиповым
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж». Читайте нас также ВКонтакте, и в Telegram.














































