11 апреля мир вспоминает жертв нацизма: в этот день в 1945 году узники Бухенвальда подняли восстание, приблизив крах Третьего рейха. Но в год 80-летия Великой Победы Запад яростно пытается переписать историю, вычеркнуть из неё Россию. С 2022 года Берлин объявил её представителей «нежелательными» на мемориальных церемониях, а в 2025-м Варшава проигнорировала Москву на юбилее освобождения Освенцима. Но правду невозможно переписать для России. Здесь война коснулась каждого. И Донбасс, где земля до сих пор стонет от боли, тоже знает цену Победы.
Единственный выживший
Александра Положенцева арестовали 30 июня 1942 года на окраине Краматорска. Арестовали местные полицаи, заподозрив в нём советского парашютиста. На самом деле 27-летний парень, работавший до войны инженером в институте горноспасательных частей Макеевки, пытался пробраться к линии фронта, чтобы присоединиться к Красной армии. Его доставили в тюрьму областного центра Сталино (ныне Донецк) – там допрашивали, жестоко избивали. А 6 июля с группой других арестованных в закрытом спецавтобусе привезли во двор заброшенной шахты № 4/4-бис…
Уже после освобождения Донбасса осенью 1943 года следователи и судмедэксперты Чрезвычайной государственной комиссии (ЧГК) установили, что в шурфе шахты № 4/4-бис находится не менее 75 тысяч тел, расстрелянных или заживо сброшенных туда людей. Возможно, реальное количество жертв этого «шурфа смерти» достигает и 100 тысяч человек.
Точную цифру казнённых таким изуверским способом людей определить было невозможно. Расчёты пришлось вести по математической схеме: объём заполнения шурфа телами погибших делили на среднюю массу человеческого тела. Глубина шахты составляла 365 метров, 310 из них были завалены разложившимися трупами. Гитлеровцы сбрасывали в шурф шахты каустическую соду, которая разъедала тела и «уплотняла» братскую могилу. После войны опознать удалось всего 150 человек…
Положенцеву повезло. Единственному из десятков тысяч. Перед сбросом в шурф он был избит так, что палачи приняли его за мёртвого. Падая по стволу шахты, молодой мужчина ухватился рукой за канат-трос. По нему добрался до боковой ниши. Отсиделся там сутки. Слышал и видел, как гитлеровцы и полицаи сбрасывали тела новых и новых жертв. Именно он дал важнейшие свидетельские показания о преступлениях нацистов на Донбассе в ходе судебных процессов в Киеве и Сталино, проходивших в 1946–1947 годах.
Впоследствии 4/4-бис назвали «донецким бабьим яром». По количеству убитых эта заброшенная донецкая шахта сопоставима с киевским урочищем, знаменитым массовыми расстрелами советских военнопленных и мирных граждан. Однако это далеко не единственная шахта Донбасса, которую гитлеровцы использовали как часть своей индустрии смерти.
Массовые захоронения людей были обнаружены и в других местах Донецка – в вентиляционном стволе шахты № 19, в Семёновском стволе шахты № 31, в шурфе заброшенной шахты в районе бывшего Рутченковского коксохимического завода. Количество погребённых здесь людей установить так и не удалось. Телами убитых были заполнены также два шурфа шахты № 4/13 в Макеевке – около 30 тысяч человек. Ещё 14 тысяч тел погибших нашли в шурфе шахты «Узловая» в Горловке…
Нацистские изверги уставали от своей «работы» и иногда уходили отдыхать. Выждав такой момент, Александр поднялся по канату на проволочную арматуру, возле которой находились две трубы. По ним выбрался наверх и спрятался в здании вентиляторной. Домой в посёлок Калиновка пришёл, когда уже стемнело. Мать и сестра месяц прятали его на чердаке, там залечивал раны от побоев. А потом ушёл в партизанский отряд…
Иди и смотри
До войны в Сталино проживало более 500 тысяч человек. В сентябре 1943 года советских воинов-освободителей встретили только 175 тысяч горожан. По данным ЧГК, всего на территории области нацисты уничтожили 174 416 мирных граждан и 149 367 военнопленных, угнали в Германию 252 тысячи человек.
В фойе Областного театра оперы и балета, где в 1947 году проходил трибунал над 12 нацистскими преступниками, была размещена фотовыставка с десятками тысяч тел – сброшенных в шахты, замурованных в тоннелях карьеров, закопанных в противотанковых рвах. Гитлеровцы зверствовали по всей области. ЧГК установила это с протокольной точностью. Читать её акты – занятие не для слабонервных.
Один из концлагерей был создан на территории химзавода в Константиновке. Военнопленным было положено 50 граммов хлеба в сутки. Воды практически не давали. За попытку поесть грязный снег – избиение или даже расстрел. Один из рабочих химзавода свидетельствовал, что немцы тренировали на пленных красноармейцах служебных собак. Животные набрасывались на беззащитных людей, рвали на них одежду, ранили укусами.
По приказу коменданта Макеевки в городе был создан детский приют «Презрение». В нём содержались шесть сотен ребятишек в возрасте от 6 до 14 лет. Их сделали донорами для раненых гитлеровцев. Кровь брали каждые три-четыре дня. У детей кружилась голова, была постоянная слабость, многие умирали прямо на донорских кушетках. После освобождения города в ямах недалеко от приюта было обнаружено 300 маленьких тел. Все дети умерли от крайней степени истощения и инфекционных заболеваний.
Ещё один концлагерь был создан в Артёмовске, который немецкие оккупанты сразу же переименовали в Бахмут. Людей здесь натурально морили голодом. По свидетельствам очевидцев, военнопленные красноармейцы, ползая на четвереньках, собирали и ели траву. Немцы ежедневно выносили из лагеря и сбрасывали в ямы 15–20 трупов.
В оккупированном Славянске бесчинствовали солдаты 466-го пехотного полка вермахта. Пленённый повар этой воинской части рассказывал на допросе о хвастовстве своих сослуживцев, которые избили и расстреляли около 140 советских граждан, трупы которых затем свалили в яму около соляного завода и засыпали снегом и шлаком.
Имеются убедительные доказательства, что в гестапо Горловки арестованным выжигали на груди и спине различные знаки, запускали иглы под ногти, резали кусками тела, а в открытые раны насыпали соль.
Недалеко от Красногоровки в одном из оврагов было уничтожено всё еврейское население посёлка – более 600 семей.
Зверствовали нацисты и в Мариуполе. Имеются свидетельства очевидцев, как в городском гестапо арестованных избивали шомполами, выбивали зубы, вырывали щипцами волосы и куски мяса на лице.
Опыт предателей
Отдельно следует упомянуть, что гитлеровцы активно привлекали к своим преступлениям украинских коллаборационистов. Архивные документы подтверждают факт существования на оккупированной территории Донбасса националистических формирований – «украинской вспомогательной полиции», «украинской жандармерии», «украинской службы порядка», «украинской добровольческой армии». Комплектовались они из местных предателей, а также оуновских активистов * из западноукраинских областей.
Оккупационная газета «Снежнянский вестник» 2 июля 1942 года рассказывала о расстрелах местными полицаями 40 партизан Снежнянского и Чистяковского районов. «Украинская жандармерия» Артёмовска реализовывала план поквартального уничтожения домов местных жителей. Один из пойманных коллаборационистов, зверствовавший в Ольгинском районе, на допросе признавался: «Мы активно вели борьбу со всякими советскими проявлениями. Проводя репрессии по отношению к советским гражданам, я выполнял обязанности члена ОУН *».
Переписать эту историю невозможно. Русский Донбасс этого никогда не забудет и не простит.
* ОУН – экстремистская организация, деятельность которой запрещена в РФ.
Алексей ЕЛОВИК, публицист, кандидат политических наук
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж».