Впервые в России Пасха стала во многих регионах официальным выходным. Но для отца Иоанна, священника на передовой, это не просто праздник, а ежедневная миссия: под обстрелами крестить, исповедовать и причащать тех, кто ещё вчера не верил
Раньше он нёс службу в Брянской области, в нескольких сотнях метров от границы с Украиной. Но большинство его прихожан бежали от обстрелов. И с благословения митрополита отец Иоанн выбрал службу военного священника. За два года успел побывать в разных горячих точках. Прошёл Угледар, Кременную, Харьков, а сейчас помогает бойцам из 110-й бригады.
В беседе с нашим корреспондентом он рассказал об этой непростой службе. И ответил на очень важный вопрос: правда ли, что на войне нет атеистов?
На войне как на войне
Как он говорит, служение перед Богом везде одно и то же:
«Неважно, военный ты или гражданский священник – для всех един закон Божий».
Однако есть некоторые отличия. Как утверждает батюшка, в мирное время человек не думает о том, чтобы спасти свою душу. А вот на войне это главный вопрос.
«Он видит, что без Бога очень трудно, тяжело, невозможно. Мы, военные священники, здесь работаем как скорая помощь, только духовная. Мы рядом с ними, чтобы вовремя исповедовать, вовремя причастить Святыми Дарами», – объясняет отец Иоанн.
Многие военные там, под градом пуль и снарядов, находят Бога. Многие из них причащаются, приходят на исповедь впервые в жизни. И не только православные.
фото из личного архива отца Иоанна
Александр, тебе креститься надо!
«Помню такой случай, в районе Сватово, в 2023 году. Приезжаю на место, а там бригада тувинцев. Мы помогали им изо всех сил, чем могли, и они уважали нас за это. Однажды к нам подошли молодые ребята, Александр и Димка. И вот они смотрят в мою сторону. Я вижу, что они чего-то хотят, но не подходят. Подошёл к ним сам. Я спрашиваю Александра, крещёный ли он. Отвечает, что нет. „А хочешь?” – спрашиваю. „Хочу!” – почти вскрикнул. У меня словно в этот момент камень упал с его сердца. Я и окрестил. А его друг, с которым он познакомился на фронте, стал его крёстным».
Как потом объяснил Дмитрий, он много раз предлагал Александру принять православие. Но тот отвечал, что не видит в этом необходимости. Однажды они стояли у окопов, и вдруг противник обстрелял их позиции – пять ракет прилетело. Их коллеги, которые были более опытными, успели спрятаться, а они вдвоём «стояли как бабульки, болтали, курили». Рефлекторно упали на землю. Ударная волна прошла над их головами, и хотя снаряды совсем рядом – на них не было ни царапины. Землёй накрыло немного и всё.
«Александр, тебе креститься надо! Из-за тебя и в меня прилетело!» – прокомментировал без тени шутки ситуацию Димка.
После этого парень всерьёз задумался и понял, что «на войне атеистов не бывает», и ему пора что-то с этим делать. Но где взять попа на линии фронта, где, кроме военных, нет людей от слова совсем? Через два дня его направили на другую позицию на дежурство, а там смотрит – батюшка причащает ребят. Он даже не сказал своему сержанту, что куда-то уходит, только сразу побежал ко всем, чтобы священник не успел никуда уехать.
«Это не значит, что я счастлив, что идут боевые действия. Война – это жестокость. Но я благодарю Бога, что дал мне возможность быть здесь сегодня. Здесь, на фронте, ты находишь ответы на многие вопросы о спасении души», – говорит нам батюшка.
Обнять как брата
Наш собеседник подчёркивает, что крещение – это не решение вопроса, не чудодейственная таблетка, которая обеспечит спасение. Это всего лишь возможность, шанс. В первую очередь отец Иоанн старается быть рядом со своими ребятами, быть для них другом, который выслушает. На практике тут нет загадочных для атеистов ритуалов, всё очень просто: надо выпить вместе чай, дать шанс ребятам задать вопрос, который часто мучил их всю жизнь, но не было кому на него ответить, а потом – обнять.
«Чай попить с ними, обнять от сердца. Просто взять, как брат обнять. Простое действие, когда батюшка обнимает ребят, превращается в особое, как будто вы были друзьями очень-очень давно, чтобы люди могли подойти и спросить: „Как нам быть сегодня, Батюшка, как дальше идти?“. И находят ответы».
фото из личного архива отца Иоанна
Первые бои, первое причастие
Первые бои за Угледар в 2023 году прочно сохранились в памяти Отца. Батюшка приехал на место. Лето, нечеловеческая жара, степная пыль врывалась в лёгкие. В тот день он побывал в двух батальонах и, как отмечает, 80 % ребят приняли причастие впервые в жизни. Но именно исповедь останется в его памяти до конца жизни.
«Там не было другой возможности организовать общую исповедь. Собрались вместе, голову наклонили перед крестом, перед Евангелием. Я задаю вопрос, они кричат: „Каемся, Господи“. И когда я епитрахиль поднял над их головами, в них что-то „взорвалось“. Я в храме никогда не видел такой искренней исповеди. Простой исповеди от Души. Они все были в слезах», – рассказывает батюшка.
Отец Иоанн отмечает: поначалу многие из бойцов не обращают внимания на священника, не хотят посещать полевые богослужения. Он не удивляется этому, ведь идёт постоянная боевая работа. Через некоторое время, однако, большинство причащаются, исповедуются и только тогда на их лицах появляется спокойствие и даже радость.
«Батюшка, не знаю, что ты со мной сделал, но мне так хорошо на душе и спокойно! Я знал раньше только, что моя жена ходила в храм, ветки какие-то таскала домой и на Пасхе куличи я ел. Всё! Я больше ничего не знал, батюшка. А сейчас я поеду домой, дай Господь, я буду ходить в храм, батюшка», – поделился впечатлениями с капелланом один из солдат.
фото из личного архива отца Иоанна
Снова будет Русь Святая
Наш собеседник уверен, что когда ребята вернутся домой, они не забудут, что на фронте им дала вера. И это надежда на будущее: «Русь наша Святая. Мы, однако, её теряем, храмы стоят пустыми», – грустно констатирует батюшка.
«Те люди, которые сталкивались с какой-то печалью, они будут стараться и помогать другим. А те, у кого „всё хорошо“, живут своей жизнью и думают, до них может не дойти. Но в жизни сегодня может измениться. И те многие, которые говорили, что война не дойдёт к ним – так она к ним уже дошла. Хочется, чтобы эта война всех разбудила, что надо сегодня в один кулак взяться и помочь, сделать что-то», – считает святой отец.
Много не нужно, уверен наш собеседник. Достаточно, вместо того, чтобы выпить десять кружек пива, направить эти деньги на помощь парням, которые воюют. И помолиться за них.
Однако отец Иоанн уверен: те, кто находят Бога на фронте, кто точно знают, за что сражаются, понесут вглубь России факелы перемен. И снова будет Русь Святая.
Давид ХУДЖЕЦ
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж».