Шишенко (Шиша) Александр Михайлович из Енакиево был мобилизован в Народную милицию ДНР. Боролся против укронацистов в составе штурмового отряда «Керчь». Прославился, захватив американскую БМП Bradley, и был удостоен двух орденов Мужества и Георгиевского креста. Погиб 4 марта 2024 года в боях за Работино Запорожской области. В школе № 15 имени М. С. Батраковой городского округа Енакиево прошла торжественная церемония открытия мемориальной доски в честь героя. Кем был молодой парень, который без сомнений достоин звания героя, и точно ли Александра нет в живых? Об этом узнал наш корреспондент
Испытание холодом и обстрелом
Молодых мобилизованных в 2022 году донбасских студентов отправили на херсонское направление – рыть окопы. Рюкзаки с едой, сигаретами и телефонами оставляли в машине, брали лопаты и в зимних условиях шли копать – даже не для себя. Их перебрасывали с места на место с одной только задачей – копать, копать и снова копать. Готовить позиции. В один из таких морозных дней начался украинский обстрел. Парни вжались в землю, не выпуская из рук лопаты. Снаряды разрывались без передышки, единственный транспорт спешно покинул место жесточайшего обстрела. Парни остались. Три дня без еды и воды, в незнакомом поле. В мороз. Один из студентов встал и сказал: «Вы, ребята, можете продолжать ждать здесь, а я ухожу», – и пошёл в случайно выбранном направлении, ведя за собой всех оставшихся в живых.
В воздухе гудели самолёты и вертолёты. Никто даже не знал – а чья это авиация? Ребята даже не понимали, в правильном ли они вообще направлении идут, но им повезло. В правильном. У них был один-единственный пулемёт. Правда, никто даже не знал, как им пользоваться. Вскоре парни наткнулись на наши танки, и уже вместе с танкистами вернулись на базу.
Бойцом, который вырвал своих товарищей из рук смерти, был 18-летний Александр (Шиша) Шишенко, студент из Енакиево, мобилизованный в самом начале СВО.
Героями не рождаются. Героев рождают обстоятельства. Его учительница по физике вспоминает, что в школе Саша был весёлым, радовался жизни, всегда улыбался. Но при этом был и ответственным, последовательным.
«Саша невероятно чуткий, заботливый и любящий человек. Умел слушать и слышать, дать нужный и правильный совет. Никогда меня не оставлял один на один с проблемами», – в свою очередь вспоминает Кристина, его девушка.
После трёх дней на морозе Саша заработал двустороннюю пневмонию. На лечение его отправили домой, где он принял решение о переходе в легендарный батальон «Сомали» – ему хотелось воевать поближе к дому, чувствовать, что он именно его защищает.
Решение стать штурмовиком
В «Сомали» его уже обучат военному ремеслу. Большинство сообщений, которые он отправит маме и бабушке, будут начинаться со слов «я на полигоне». Его командир, Воробей, потом скажет родителям парня, что сразу же увидел в нём потенциал.
«Суворов при нём отдыхает. Такая у него голова, столько планов! Никогда никого из нас не подводил, но ему надо учиться, великие дела делать, – скажет Воробьёв, добавив, – уведите его отсюда», – имея в виду демобилизацию студентов.
Но Саша отказался. «Здесь мои пацаны, я останусь с ними», – сказал Шиша маме.
«Он с детства хотел быть военным, после завершения СВО даже не собирался возвращаться на свою учёбу. Хотел идти в МЧС», – вспоминает Кристина.
В «Сомали» у Саши была возможность управлять беспилотниками, которые в то время ещё не использовались так широко, как сегодня. Но он снова отказался. Хотел быть штурмовиком и только им.
Однажды во время обстрела Сашу ранило в колено. Он сам себе перевязал ногу, сделал укол, а затем пополз в сторону товарища. «Ты, братец, как? Живой? Говори со мной, глаз не закрывай, пошли отсюда», – убеждал он и взял на спину своего товарища по оружию. Сам весом около 50 килограммов, перенёс бойца в два раза тяжелее себя. Под обстрелом тащил его несколько километров.
«250 пирожков и столько же котлет мы напекли и поехали к нему в больницу, – вспоминает мама с бабушкой. – Мы затащили сумки к нему, а он кричит: „Ребята! Пирожки!”, и вся больница, кто как мог, пришла к нам. А Саша встал, взял костыли и пошёл заполнять документы раненым из своего отряда». Потом бабушка будет специально прятать несколько пирожков, чтобы оставить внуку – он сам все раздавал товарищам.
Возвращаться домой и залечивать раны в покое он не собирался. Вместо этого тренировал своих коллег на полигоне. Бабушка вспоминает, что сначала, просматривая видеозаписи, она не могла понять, почему Саша так сурово обращается со всеми там. Но потом, однако, внук ей объяснил, что так надо.
«Они там ползали, бегали, а Саша стоял и кричал: „Ты что там высоко задницу поднимаешь, бежишь как баба!“. А внук объяснил: „Так надо, я хочу спасти им жизнь“», – вспоминает она.
Когда на сложные задачи нужны были добровольцы – бойцы соглашались идти, только если их поведёт Шиша. Настолько ему доверяли свои жизни.
«Смерть за ним ходила, а он с ней играл, – рассказывают сослуживцы. – Мы брали опорник, выгоняли противника в следующий окоп, который был метрах в двадцати от нас. Мы их слышали, как они разговаривают, как жарили сало, а мы сидели без сигарет, голодные, боеприпасы на исходе, но был приказ: держать позицию. Саша пошёл один, запретил нам идти следом. Незаметно прополз к их окопам, и пока к ним подъехала машина с ребятами на ротацию, за нами не сильно наблюдали. Саша в этот момент прыгнул в их окоп и начал собирать в сумку еду, автоматы, боеприпасы», – рассказывали они.
Потом выяснится, что там во вражеском окопе его заметили украинцы, но приняли за своего. Кричали ему, что машина ждёт и нужно быстрее, а он ответил «сейчас, сейчас», и побежал с «подарками» в противоположную сторону. И таких историй с Шишей немало…
Последний бой и подвиг
В марте 2024 года Александр снова был ранен на Запорожском направлении, пуля прошла через его стопу и сломала пальцы. Ждали, пока рана немного заживёт, и планировали наложить гипс. Несколько дней он пробыл в больнице, после чего позвонил командиру, что хочет вернуться к своим. Домой ехать не хотел. Вместо этого снова работал с ребятами на полигоне. На этот раз это были новые, молодые добровольцы. Из тех, кто пришёл с ним в «Сомали», в живых остались только трое.
«Второго марта он мне сообщил, что идёт на задание. Я удивилась, ведь он едва ходил. „Ма! Я, по-быстрому, нужна ребятам помощь“», – вспоминает мама Александра.
Несколько раз штурмовали украинский опорник, но безрезультатно. Было принято решение отправить Сашу вместе с группой, которая тренировалась с ним на полигоне. «Без меня мои ребята не пойдут», – сказал командиру Саша, а незадолго до выхода задумался, повернулся к своим товарищам и сказал: «Прощайте, мужики, я не вернусь». В одном сапоге Саша пошёл в свой последний бой.
Группа задачу выполнила на отлично, без потерь захватила опорник. Однако на обратном пути их атаковали вражеские беспилотники. Первую атаку отбили, но потом прилетела «Баба Яга». Саша прикрыл своих ребят, сказал всем отходить. С ним остался только один боец, который не выполнил его приказ – с позывным Серебро. Первая взрывчатка попала именно в него. В Сашу попали осколки. Его смогут эвакуировать только через восемь часов. Но ранения были слишком серьёзными. Это был действительно его последний бой.
Героями не рождаются, героев рождают обстоятельства. И сила воли, и ответственность. Когда я спросил Кристину, каким был Саша, она мне ответила: «А почему он был? Саня жив, хотя сейчас в другом мире». И это правда – герои живут вечно.
Давид Худжец
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж». Читайте нас также ВКонтакте, в и Telegram.