В понедельник, 14 июля, после длительных авансов американский президент Дональд Трамп всё-таки «выдал базу». Пригрозил импортными пошлинами в размере 100 % в отношении России и её торговых партнёров, если Москва и Вашингтон не договорятся по урегулированию конфликта на Украине в течение 50 дней. Ещё пообещал новые поставки оружия, которые будут включать в том числе противовоздушные системы Patriot. Ну и закончил тем, что ему всегда приятно общаться с нашим президентом Владимиром Путиным.
Вопрос Patriot
Вашингтон рассматривает возможность передачи 17 комплексов Patriot. Звучит круто. Основная поставляемая модификация ракет – PAC-3 MSE. Дальность – до 25 км против баллистических ракет и 100+ км против самолётов и дронов. Скорость перехватчика – 6170 км/ч.
Ракеты PAC-2 с дальностью – до 70 км. Осколочно-фугасная боевая часть массой 90 кг, подрыв на подходе к цели. Радары AN/MPQ-65. Обнаружение целей на 150+ км. Одновременное сопровождение до 125 целей.
Но есть интересный нюанс. «17 систем» – это количество машин в составе батареи из 8 пусковых установок (ПУ), куда входят не только радары, но командный пункт, электрогенераторы, центры связи и управления, транспортировщики и прочее. Может, Трамп готов поставить один батарейный комплект Patriot? Это явно не то, что ждал Киев. Причём Украина получала только урезанные батарейные комплекты (из 4 ПУ, а не 8), которые ВСУ размещали обычно на аэродромах под Киевом.
В любом случае, поставка подобных комплексов – это дорого и долго. Для обслуживания одной батареи Patriot требуется до 90 специалистов (включая операторов пусковых установок, техников и радарных расчётов). Ускоренная подготовка операторов занимает 4 месяца, но полная квалификация технического персонала требует до полугода. По докладам CSIS, сейчас Украина располагает лишь ~350 сертифицированными операторами при общей потребности в 1500+ специалистах для новых поставок.
После встречи с главой Пентагона Питом Хегсетом министр обороны ФРГ Борис Писториус официально заявил, что быстро удастся договориться только о двух системах Patriot. Но до их поставок могут пройти месяцы.
И не будем забывать, что Трамп не Байден – теперь США на этом хотят зарабатывать, а не поставлять Киеву оружие напрямую за свой счёт. Полная батарея (4–8 ПУ, включая радары) стоит 1,2 млрд долларов. Контракт на 9 батарей – 9 млрд долларов. Ракеты: PAC-3 – 4-6 млн долларов за пуск, PAC-2 – 3-4 млн.
При этом глобальный спрос превышает производство. Lockheed Martin выпускает 600 PAC-3 в год, тогда как Украина тратит 2-3 перехватчика лишь на одну ракету ВКС РФ. Запасы НАТО сокращены до 25 % от нормы.
И нам всем известна уязвимость Patriot. Российские гиперзвуковые ракеты «Кинжал» и «Искандер-М» (с маневрированием на финальном участке) прорывают оборону ВСУ. РЭБ подавляет радары AN/MPQ-65, а массовые атаки дронами (например, 728 БПЛА за ночь) истощают запасы ракет. По имеющейся информации, с 2023 г. уничтожено около 40 ПУ и 10 радаров Patriot. РФ целенаправленно охотится за этими системами.
Точное количество систем Patriot, поставленных ранее Украине, официально не разглашается. Однако по открытым данным и заявлениям официальных лиц, Киев предположительно получил 5 батарей Patriot (каждая батарея включает 4-8 ПУ). Точные цифры могут варьироваться, так как часть информации засекречена.
Концепция изменилась
Трамп уже озвучил, что США потратили сотни миллиардов долларов на украинский конфликт. И если глобалистские силы, делающие ставку на продолжение военных действий, оказались успешнее, ему необходима смена тактики, отметил «Донецкому кряжу» военный эксперт, аналитик Сергей Простаков:
«В новой американской администрации сейчас видят выход в том, чтобы снять с себя ответственность за исход конфликта, переложив её вместе с финансовым бременем помощи киевскому режиму на Европу. Кроме того, если не получается прекратить конфликт, то остаётся возможность на нём заработать».
Вряд ли Вашингтон способен это делать, резко изменив геополитический курс, добавил эксперт. США имеют возможность продавать оружие в большом количестве только Украине, и руководство страны сейчас устами Трампа озвучивает это решение. Безусловно, это будет отвлекать ресурсы от Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона, где могут развернуться гораздо более важные для Вашингтона события.
Не мытьём так катаньем
Вопреки громким обещаниям, новому американскому президенту не удалось завершить конфликт ни за сутки, ни за месяцы. Это классическая картина для первого полугодия трамповского правления, когда его попытки быстрым наскоком решить какую-то проблему заканчиваются буквально ничем, и он меняет свою тактику. Такое мнение «Донецкому кряжу» высказал политолог Юрий Любомирский.
– Какую тактику Трамп использует сейчас?
– Теперь он будет пытаться выиграть всё не мытьём, а катаньем, но его цели не меняются. Это будет тактика мелкого шантажа России в украинском вопросе. Будут без конца выдвигаться ультимативные сроки – 50 дней. Это уже канонический срок Трампа, который он выдвигает, например, по тарифным войнам странам Европы, Азии и так далее. Поэтому в этом нет ничего удивительного. Это типичное его поведение. Через 50 дней, которые закончатся у нас 3 сентября, Трамп снова предложит какие-то уступки. И если они будут, он будет говорить, что это он добился этой, как уже многие шутят, удачной сделки, и Россия – «хороший парень». Если же мы не уступим ему, то он просто объявит следующие 50 дней и попытается нас как-то мотивировать.
– Какую роль играют поставки военной техники Украине в этой тактике?
– Эта мотивировка на сегодня – поставки для Украины военной техники. Нельзя отрицать, что США здесь получат коммерческую выгоду, переложив все затраты на страны ЕС. Это будет символ покорности, подчинения, что Трамп опять же политически впишет в свои успехи.
– Изменилась ли стратегия США по Украине при Трампе по сравнению с Байденом?
– Если говорить о тактике США по Украине, более прямой, не связанной с косвенными имиджевыми выгодами, то США потеряли надежду на скорую победу Украины ещё в 2023 году, ещё при президентстве Байдена. И уже поменяли свою тактику. Они прекрасно понимают, что Украина пока может сдерживать российскую армию, обеспечивать «стачивание» российских ресурсов. И это вполне устраивающая Штаты ситуация. Как когда-то говорилось: «Нам бы день простоять, да ночь продержаться». Вот так мыслит Трамп об Украине.
– Какую роль играют поставки вооружений в этом затягивании конфликта?
– Несколько Patriot ничего не решат. Ну, условно они собьют несколько российских ракет, несколько десятков лишних дронов, и какое-нибудь украинское военное предприятие просуществует несколько лишних месяцев. Всё это будет маленькой лептой в затягивание конфликта, пока Трамп будет искать попытки всё-таки заключить так называемый «гуд дил» или отыграть у России какие-то очки на международной арене.
– В чём разница подходов Трампа и Байдена?
– Подход Трампа весьма не бравурный, не пафосный, как было у Байдена, который обещал «защитить демократию». Трамп действует как очень прагматичный человек. В военном плане эти поставки несут конкретные цели: чисто математически сбить больше ракет, дать Украине лишний месяц-два обороноспособности. Это вполне нормально. Ничего романтического, как говорится, только расчёты, только сделка. В этом весь Трамп.
Илья СВИЩЁВ
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж». Читайте нас также ВКонтакте, и в Telegram.