Пока мир следит за саммитом на Аляске, Россия и ОАЭ пишут новую главу стратегического партнёрства – без громких заявлений, но с конкретными цифрами и амбициозными планами. Почему эти переговоры важнее, чем кажется, и как они разбивают миф о «российской изоляции»? В Москве 7 августа прошли переговоры между главами России и Объединённых Арабских Эмиратов, на которых были затронуты вопросы не только двустороннего взаимодействия, но и участия государств в международных альянсах БРИКС и ЕАЭС. Это не просто дипломатия – это строительство альтернативного миропорядка. И Россия здесь один из его архитекторов.
Перспективное сотрудничество
Помимо грядущего саммита на Аляске, к которому приковано сейчас внимание самой широкой общественности, Россия проводит не менее важную внешнеполитическую работу. Практически незамеченными в СМИ остались переговоры главы России Владимира Путина и президента Объединённых Арабских Эмиратов Мухаммеда бен Заида Аль Нахайяна, которые прошли 7 августа в Москве.
Встреча была посвящена ряду ключевых вопросов, которые были шире, чем просто двусторонние отношения государств. В частности, высокие стороны коснулись сотрудничества по линии БРИКС и ЕАЭС.
В рамках приветственной речи Владимир Путин отметил:
«Мы активно взаимодействуем на самых различных площадках, начиная с Организации Объединённых Наций, и вы совсем недавно в полномасштабном формате присоединились к работе БРИКС. Подписан договор с ЕвразЭС, там хорошее решение принято, по-моему, где-то по 85 процентам товарных позиций у нас приняты хорошие решения, обнулены многие таможенные пошлины».
В свою очередь, Мухаммед Аль Нахайян обозначил конкретные цифры, в которых сейчас выражается наше экономическое партнерство:
«Торговый оборот между Россией и Объединёнными Арабскими Эмиратами достиг 11,5 миллиарда долларов. Также есть товарооборот между нами и странами ЕвразЭС, который достиг 30 миллиардов. Мы хотели бы, чтобы в ближайшие пять лет эта цифра удвоилась как в отношении прямых отношений между нашими странами, так и в отношениях со странами ЕвразЭС».
Эмираты присоединились к БРИКС 1 января 2024 года. Это была ещё одна волна расширения организации, которая обрастает членами и партнёрами ежегодно. В том же году, помимо ОАЭ, членами организации стали Египет, Иран и Эфиопия.
В 2025 году членом организации стала Индонезия, а параллельно была введена новая категория сотрудничества в объединении: партнёры организации. Ими в январе 2025 стали Белоруссия, Боливия, Казахстан, Куба, Малайзия, Таиланд, Уганда и Узбекистан.
И это очень многое говорит про «изоляцию России» и о том, как нашу страну через эту самую «изоляцию» и внешнее давление «задавят санкциями и ограничениями».
С Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) всё тоже более, чем интересно. В числе членов организации пять государств: Россия, Белоруссия, Киргизия, Армения и Казахстан.
При этом есть и свои наблюдатели, и государства-партнёры, с которыми уже заключены договоры о зонах свободной торговли.
Эмираты заключили соглашение об экономическом партнёрстве с ЕАЭС 27 июня 2025 года. Решение о переговорах по заключению договора о свободной торговле было принято в Абу-Даби ещё в декабре 2022 года. Непосредственно с Россией у ОАЭ договор о стратегическом партнёрстве заключён ещё раньше, в 2018 году.
Политика и оружие
Вообще, до относительно недавнего времени, а именно до 2022–2023 годов, ОАЭ считались одним из ключевых союзников США в Ближневосточном регионе. Эмираты были своеобразным форпостом Штатов, военные самолёты ВВС США до 2024 года базировались на базе «Ад-Дафра». Однако с самого начала очередного витка напряжённости с Ираном в Абу-Даби ограничили вылеты американских военных бортов. И Вашингтону пришлось перебрасывать свой авиапарк в Катар.
Мотив у властей ОАЭ был простой – с одной стороны, им не очень хотелось превращать хотя бы часть своей страны в театр военных действий, с другой – были большие сомнения, что Штаты смогут обеспечить защиту и безопасность своего ближневосточного союзника.
В итоге с началом конфликтных действий вокруг Израиля политика ОАЭ стала ещё больше разворачиваться в сторону России.
Характерно в данном контексте, что у Эмиратов есть и постоянно растущий интерес к российской военной технике. В начале июня 2025 года в интервью «Известиям» об этом заявил координатор парламентской группы дружбы с Эмиратами Владимир Гутенев:
«В контексте авиационной техники, успешно применяемой в СВО, особенно выделяются многоцелевой истребитель Су-35 и вертолёт Ка-52, спрос на которые постоянно растёт. Также зарубежные покупатели проявляют интерес к истребителю Су-57Э, самолёту-заправщику Ил-78МК-90А, военно-транспортному вертолёту Ми-171Ш и вертолёту Ми-28НЭ „Ночной охотник“, доказавшему свою эффективность».
Также чиновник отметил рост интереса Абу-Даби к российским беспилотникам, системам радиоэлектронной борьбы и разведки.
Что интересно, в ОАЭ фактически проигнорировали угрозы западных санкций и продолжают развивать с Россией торговлю даже в военном секторе, что говорит о крайне серьёзном отношении в Абу-Даби к партнёрству с Россией в стратегической перспективе.
Образование и космос
Впрочем, военной техникой сотрудничество двух стран не исчерпывается. Президент Владимир Путин, помимо прочего, особо выделил гуманитарный аспект партнёрства государств:
«У нас на хорошем уровне находится гуманитарное взаимодействие. Наши контакты в сфере образования, культуры. Знаю, что вы проявили интерес к работе нашего центра для одарённых детей „Сириус“ в Сочи. Члены вашей семьи даже обратили на это внимание, приезжали, знакомились с тем, как идёт там работа, и вы сами побывали здесь, в Москве, в школе Примакова. Очень рассчитываю на то, что это направление нашего взаимодействия будет, конечно, развиваться».
При этом уже несколько лет совместные образовательные проекты двух стран работают на систематической основе. О чём на днях заявил посол ОАЭ в России, Мухаммад Ахмад Аль Джабер. По словам дипломата, «рост числа прямых авиарейсов способствует не только туризму, но и культурному обмену», а именно, «сотрудничеству в сфере образования, росту числа эмиратских студентов в российских вузах, совместным исследовательским программам и обмену академическим опытом».
Не менее важным является и сотрудничество в сфере космонавтики. Россия ведёт подготовку космонавтов из ОАЭ. В 2021 году на базе РАН эмиратский космонавт Салех Омар Аль Амери принял участие в экспериментальной тренировке, которая имитировала работу экспедиции на орбитальной лунной станции и поверхности Луны.
При этом первые запуски эмиратских спутников с российских космодромов прошли ещё в 2020 году. В 2022 был подписан закон о ратификации двустороннего договора о мирном освоении космоса.
И это только те направления сотрудничества, которые наиболее широко освещаются в СМИ. Есть мнение, что данными направлениями даже в одних только образовании и науке дело не исчерпывается.
Что в итоге?
Переговоры лидеров двух государств ясно дают понять, что «изоляция России» – это не более, чем западный пропагандистский миф. И дело даже не в двустороннем сотрудничестве Москвы и Абу-Даби, а в том, что на переговорах речь шла о работе полноценных международных альянсов, в которых и ОАЭ, и Россия играют важнейшую, а то и ключевую роль. И глава России, и глава Эмиратов выразили чёткое намерение эти связи и совместные проекты укреплять и развивать, невзирая ни на какое внешнее давление.
Александр Чаусов
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж». Читайте нас также ВКонтакте, в Telegram и Дзен.