Немецкий реваншизм на глазах обретает размах. Мало того, что главой немецкого МИД станет ярый русофоб, так и немецкие промышленные предприятия, которые ранее делали автомобили и поезда, теперь будут строить танки. И к этому нельзя относиться легкомысленно. Любая недооценка может привести к печальным последствиям. Но очевидно главное – Германия снова готовится к войне
Лютый Вадефуля
Согласно сообщениям немецких СМИ, на пост министра иностранных дел Германии, вероятнее всего, будет назначен Йоханн Вадефуль – 62-летний член ХДС, занимающий должность заместителя председателя парламентской группы по обороне и известный как активный сторонник поддержки Украины.
Политик неоднократно выступал за снятие ограничений на применение Киевом германского вооружения для ударов по территории РФ, а также призывал к кардинальному пересмотру берлинского внешнеполитического курса в отношении России.
За последние четырнадцать дней состоялся ряд неофициальных встреч Вадефуля с министрами иностранных дел Италии, Польши, Франции и Великобритании. Как указывают осведомлённые источники из фракции ХДС/ХСС, эти переговоры проводились при одобрении лидера партии Фридриха Мерца, рассматриваемого в качестве потенциального канцлера ФРГ. Примечательно, что последний также демонстрирует откровенно прохладное отношение к нашей стране.
От рельсов к гусеницам
Тем временем в восточногерманском Гёрлице началось перепрофилирование 176-летнего железнодорожного завода, который теперь будет выпускать компоненты для танков Leopard II и боевых машин Puma. Крупнейший оборонный концерн KNDS взял под контроль предприятие после решения компании Alstom закрыть его в рамках программы экономии. Новый оператор гарантировал сохранение 350 рабочих мест из 700 существующих.
Эти изменения отражают глубокую трансформацию промышленного ландшафта Германии, вызванную многолетним спадом производства и подготовкой властей к гипотетическому военному противостоянию с Россией. Предприятия ОПК активно переманивают специалистов из автомобильной отрасли, параллельно налаживая выпуск вооружений на гражданских производственных мощностях.
«Лично мне очень грустно от того, что нам по-прежнему нужно производить оружие», – признаётся Карстен Либиг, чья семья три поколения трудилась на заводе, создавая поезда и трамваи.
Ранее, в марте 2024 года, Федеральная ассоциация оборонной промышленности ФРГ публично призвала к переориентации экономики с автомобилестроения на военные нужды. Эта инициатива совпала с планами правительства по наращиванию военных расходов. По некоторым данным, производственные линии Volkswagen и Mercedes могут быть адаптированы для выпуска бронетехники.
В Volkswagen уже подтвердили готовность участвовать в выполнении оборонных заказов, объяснив это решение 50-процентным сокращением экспорта автомобилей.
Есть подводные камни
Вступающий в должность бундесканцлера ФРГ Мерц пытается подобными мерами спасти немецкую экономику от рецессии, в которую её загнали своими явно непродуманными «климатическими» мерами и антироссийским санкционным психозом «зелёные» федеральные министры Бербок, Хабек и Одземир. Такое мнение в разговоре с «Донецким кряжем» высказал политический и экономический аналитик Владимир Соловейчик.

– В чём подвох?
– Теоретически использовать ВПК при наличии бюджетных вливаний в производство вооружений как локомотив промышленного роста можно, но на практике всё будет не так быстро и не так просто. Одно дело, когда наполовину работавшее оборонное предприятие получает мощное бюджетное финансирование и сразу начинает возобновлять производственный цикл. Под него уже есть готовые мощности, схемы и инженерная документация, есть костяк специалистов и возможность вернуть на прежние рабочие места тех, кто ранее был оттуда уволен. Плюс к этому прямо на рабочем месте обучить молодняк. Это схема вполне рабочая, успешно опробованная во многих странах.
– Совсем другое дело, когда мирный завод, 176 лет до того выпускавший поезда и трамваи, должен начать изготавливать компоненты для танков и БМП?
– Да, здесь потребуются немалые усилия для переквалификации рабочих и инженеров, создание совсем иной, куда более серьёзной системы внутренней безопасности на предприятии, станочный парк также может потребовать существенного обновления. Всё это не делается за один день или за один месяц. Точнее, такое может быть сделано в условиях мобилизационной экономики и было сделано, например, в СССР в годы Великой Отечественной войны. Но современная немецкая промышленность – вовсе не государственная, как было тогда в Советском Союзе, а находится в частных руках. Для их владельцев самый главный показатель – капитализация предприятия и прибыль владельцев, поскольку дивиденды и цена акций на бирже напрямую зависят от объёмов капитализации.
– То же самое относится и к наёмным работникам?
– Безусловно. Вряд ли нынешние владельцы частных немецких предприятий смогут заставить станочников и ИТР работать в три смены и без выходных, как это бывало в гитлеровской Германии, где отказ от подобных условий труда означал близкое знакомство с душегубами из гестапо с последующей отправкой в концлагерь. У бундесканцлера Мерца таких возможностей в наличии нет.
– Пока.
– В любом случае, данная информация для нас не сильно приятна, но отнюдь не смертельна. Надо иметь в виду, что новое правительство ФРГ в составе коалиции ХДС/ХСС и СДПГ готово развернуть гонку вооружений и усилить русофобский курс прежнего кабинета министров, и делать из этого свои выводы, укреплять обороноспособность России. Но мы помним, что танки «Леопард» очень даже хорошо горят, когда в бою с ними сталкиваются наши воины. То же самое относится и к иной немецкой бронетехнике.
Война на все деньги
И всё же, Европа готовится к большой войне. Брюссель, как и большинство европейских столиц, охвачен стремлением вернуть себе прошлое величие колониальной Европы. Внимание ЕС направленно в Африку, Юго-Восточную Азию, Латинскую Америку, но главным образом на постсоветское пространство. Белоруссия, Украина, Южный Кавказ, Средняя Азия – то, чем собираются распоряжаться европейские столицы.
Для этого они ведут активную политику по получению контроля над Средней Азией и Южным Кавказом, организовали цветные революции в Сербии и Грузии. Главный враг сегодня – это Россия, ЕС готовится к нападению на восточного соседа. Для этого Европа создаёт всё новые и новые производства тяжёлой техники и новых вооружений для грядущей войны. Об этом «Донецкому кряжу» рассказал политолог Владимир Киреев:
«Украина – один из плацдармов, который уже захвачен европейскими странами. Германия сегодня – главный сборочный цех новой армии. Германия переводит на военные рельсы всю свою экономику. Экономический кризис, вызванный конкуренцией с китайской промышленностью, а теперь и торговой войной с США, стал основой для формирования новой военной промышленности в Германии».
Проблема превращается в средство, добавил политолог. Во-первых, нужно найти применение освободившемся мощностям, людям и финансам. Во-вторых, необходимо создать основу для захвата новых территорий, ресурсов и рынков на следующем историческом этапе.
Поэтому то, что начиналось на Украине, вряд ли ею закончится. Это может быть лишь прологом к новой истории большой войны Евросоюза. Войне за территории и ресурсы. И главным оппонентом в этой истории Берлин и Брюссель видят Москву.
Илья СВИЩЁВ
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж». Читайте нас также ВКонтакте, в Дзен и Telegram.