Это не подготовка к атаке. Это гарантия обороны. От арктических льдов до каспийских вод, от балтийских шхер до тихоокеанских просторов – везде звучал гром «Июльского шторма». Масштабные учения ВМФ охватили все точки напряжённости. Президент Владимир Путин лично оценил: флот готов.
Гром в июле
В День Военно-Морского Флота России, 27 июля, завершились масштабные морские учения «Июльский шторм». Они охватили акватории Тихого и Северного Ледовитого океанов, Каспийского и Балтийского морей. Президент России проверил итоги «Июльского шторма» лично.
В рамках видеообращения к участникам этих масштабных мероприятий глава государства заявил:
«В ходе действий при выполнении учебно-боевых задач силами флотов и Каспийской флотилии подтверждена боевая готовность военно-морских сил. Благодарю командование, экипажи кораблей и войсковые подразделения, задействованные в ходе учений. Уверен, что и в дальнейшем Военно-Морской Флот России будет достойно выполнять поставленные задачи, а морские рубежи нашей страны будут надёжно защищены».
«Июльский шторм» оказался весьма масштабным мероприятием. В манёврах приняли участие более 150 боевых кораблей и судов обеспечения, 120 летательных аппаратов, десять береговых ракетных комплексов, 950 единиц военной и специальной техники, свыше 15 тысяч военнослужащих. На учениях имело место практическое применение оружия.
«Основная цель – это детальная отработка действий частей и соединений флота при отражении нападения с моря, решение всего комплекса наиболее сложных, нестандартных, приближённых к боевым оперативных, тактических и других задач, в том числе с учётом опыта, полученного в ходе специальной военной операции… Наша ключевая задача – гарантированно обеспечить безопасность России, надёжно защитить суверенитет и национальные интересы Родины», – подчеркнул в своём выступлении Владимир Путин.
Проще говоря, глава государства особо акцентировал внимание на том, что правила войны в очередной раз кардинально поменялись. И Россия, с учётом опыта СВО, к этим изменениям готова и отрабатывает их на практике.
К сожалению, опасность того, что наши «бывшие партнёры» очень хотят опробовать Россию на прочность, действительно есть.
Видео: www.kremlin.ru
Запад «штормит»
Косвенно об этом свидетельствует реакция западного сообщества на нынешние российские учения.
Так, издание National Security Journal опубликовало материал, в котором есть следующий тезис:
«В то время как Москва описывает учения как обычные, их колоссальный масштаб широко рассматривается как преднамеренная демонстрация силы, направленная против Запада».
В свою очередь, британская Daily Mail связала российские военные учения с Украиной и переговорным процессом:
«Это („Июльский шторм»“) произошло в то время, когда делегация из восьми российских чиновников готовится встретиться со своими украинскими коллегами в турецком городе Стамбуле для третьего раунда прямых мирных переговоров. Однако надежды на то, что переговоры дадут существенные результаты, мало, и в начале этой недели Кремль попытался преуменьшить ожидания».
В издании New Eastern Europe, хотя про «Июльский шторм» и не говорили прямо, но в колонке, вышедшей 24 июля, то есть на следующий день после начала учений, автор задался вопросом о том, когда начнётся «большая война России и Запада»:
«В последнее время мы слышим, что Россия будет готова напасть на Европу примерно к 2030 году, и к этому времени континент должен быть полностью подготовлен и перевооружён. Но обязана ли Россия ждать такого момента европейской готовности? В конце концов, правильно наносить удар в момент наименьшей готовности. Почему не сейчас?»
При этом ряд западных экспертов говорит о том, что это как раз страны Запада готовят провокации. И что их нынешняя риторика как раз в большей степени похожа на подготовку к наступательным действиям.
Так, в интервью РИА-Новости глава Немецкого совета за конституцию и суверенитет Ральф Нимайер заявил:
«НАТО готовит провокацию против Калининградской области».
По словам политика, сейчас в государствах Альянса педалируется тема глушения GPS-сигналов с территории Калининградской области. По мнению Нимайера, эти разговоры могут быть использованы в качестве повода для провокации с двух направлений – как с моря, так и со стороны Сувалкского коридора.
Логично, что в Калининграде в рамках «Июльского шторма» было задействовано свыше 300 военнослужащих и более 20 единиц боевой и специальной техники. И основной упор там был сделан на противодесантные мероприятия.
Демонстрация силы
Смысл этих учений лежит на поверхности и он, конечно, никак не связан с какими-то планами по «атаке на НАТО». В данном случае речь идёт об обороне и защите национальных интересов страны. В этом смысле «Июльский шторм» действительно можно считать демонстрацией силы. И такая демонстрация в последние годы действительно требуется.
О политических смыслах говорят и акватории проведения учений. Арктика сейчас всё больше привлекает внимание мировых игроков. По мнению ряда западных элит, у России там «слишком большая доля». Северный морской путь как мировая альтернативная транспортная артерия привлекает всё больше компаний и государств.

Про Балтийское море, думается, всё тоже очевидно. Здесь у нашей страны также острая конфронтация с рядом стран НАТО. Дело доходило даже до противоправного задержания российских кораблей. И, конечно, защита Калининграда также является для России очевидным стратегическим интересом.
Что касается Каспийского моря, то там учения в принципе проводятся в ежегодном (если не чаще) формате. И в последние два года они сопряжены с тесным взаимодействием с флотом Ирана. Откровенно недружественную политику Азербайджана последних нескольких месяцев тоже не стоит сбрасывать со счетов. Хотя куда важнее, что через Каспий проходят важнейшие для России торговые пути из Центральной Азии.
Тихий океан сейчас зона не меньшей напряженности. Там всё те же США с военной базой на Аляске и не сказать, чтобы сильно дружественная Япония. Которая и без отмены девятой Статьи своей Конституции запрещающей Японии собственную армию, нарастила силы национальной самообороны (официально – часть полиции), до таких масштабов, что построила уже как минимум одну зарубежную военную (простите, полицейскую) базу в африканском Джибути.
В общем, по морским границам России всё не то, чтобы спокойно. А потому лучше быть готовыми и что-нибудь регулярно «демонстрировать», дабы ни у кого не было соблазна попробовать наши границы на прочность.
Что в итоге?
Важным моментом в подведении итогов «Июльского шторма» стали слова президента России об увеличении военно-морских сил страны.
«В ближайшее время пять бригад морской пехоты будут преобразованы в дивизии, при этом две из них – уже в этом году. В итоге качественно возрастут ударная мощь и боевые возможности флота», – подчеркнул Владимир Путин.
А это значит, что развитие ВМФ продолжится. И перед оборонной системой страны будут возникать всё новые стратегические задачи. Что в целом логично. И радует то, что, судя по итогам учений и оценке их президентом страны, с этими задачами ВМФ России успешно справляется.
Александр Чаусов
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж». Читайте нас также ВКонтакте, и в Telegram.