Червоногвардейский район находится на границе Донецка и Макеевки и относится ко второй, но какой-то конкретной границы я никогда не замечал, только дорожные знаки поясняют, что мы перемещаемся между городами. Много лет после того, как я приехал на Донбасс, я искренне считал, что за донецкой Путиловкой или макеевской АС — уже лишь степь, а за ней — авдеевская промзона. К своему удивлению, в 2022 году я, как бы это ни звучало, открыл для себя и забытые поселки Донецка, и окраины не такого уж маленького района Макеевки. Пусть меня простят за это географическое невежество. К сожалению, открыл я это пространство уже по следам постоянных обстрелов, которым эти места подвергались в степени не меньше, чем центр донбасской столицы, а зачастую и чаще. В пятницу меня пригласили на мероприятие, и это стало своего рода искуплением, ведь раньше я смотрел на эти районы лишь через призму обстрелов, а это неправильно.

«Место, где тебя любят» — такими словами встречает меня ГБОУ «СШ № 32 Г.О. Макеевка», празднующая свой 90-летний юбилей. По коридорам бегают дети в костюмах — официальных, пионерских, а также и спортивных, напоминающих о «весёлых» 90-х годах прошлого века- что находит свое объяснение потом на сцене. Екатерина, молодая учительница, кричит в сторону своих воспитанников: «Я все вижу!», а я в тот момент удивляюсь, как хрупкая девушка, на вид которой даже нет 25 лет, мгновенно завоевала послушание у целой оравы детей, но при этом ни у неё, ни у детей ни на миг не пропадает улыбка. Официальное мероприятие скоро начнётся в актовом зале, но, безусловно, праздник стартовал куда раньше — в учебных классах и коридорах уже царит его музыка, исполняемая на гитаре молодым парнем.

Зачастую подобные праздники несут на себе знамя скуки. Ужасающего, неинтересного официоза, на котором «приглашённые лица» в первую очередь стремятся подчеркнуть свою значимость, а детей считают всего лишь фоном. Уверен, многие из вас такое видели. Однако у меня тогда возникло ощущение, что я что-то пропустил, какую-то часть мероприятия, потому что этой скуки не было с самой первой минуты. Все выступления детей, к которым присоединились взрослые, были направлены на создание маленькой живописной картины великого дела — истории школы через связь «учитель — ребёнок». Признаюсь, когда ехал туда, думал, что буду фотографировать мероприятие, ничем не отличающееся от других. Хорошо, что иногда ошибаешься. Поэтому, когда после всего я разговаривал с директором школы Харченко Людмилой Николаевной, мой первый вопрос был провокационным: я хотел, чтобы мне объяснили, почему здесь так уникально, а не «как везде».
«Я думаю, что уникальность нашей школы — в традициях. Мы много лет работали над тем, чтобы сохранить всё самое лучшее, что было в школе с самых ранних лет. И для меня чрезвычайно важна культура взаимоотношений: культура взаимоотношений между учеником и учителем, между педагогами и даже с обычными сотрудниками, ну и, конечно же, с родителями. Вот мы много лет над этим вопросом и работали. Я считаю, что это очень важно — чтобы в школе не было крика, чтобы в школе царило спокойствие, чтобы детям было удобно, комфортно, уютно. Ну и, конечно же, чтобы школа давала знания, потому что, как показывает жизнь, без знаний, к сожалению, очень трудно вообще определиться в будущем и построить достойное государство. Я считаю, что это невозможно, что нужно, чтобы обязательно в голове и в сердце у каждого было что-то заложенное. Мы делаем всё для того, чтобы это закладывалось в наших детях», — сказала Людмила Николаевна.

И это ни в коем случае не лозунг для СМИ. Когда в конце церемонии награждали сотрудников школы, между очередными аплодисментами звучали слова Людмилы, обращённые к поднимающимся на сцену учителям: «Я вас помню, когда вы устраивались на работу, вы такая молодая были», — и так происходило «подозрительно» много раз. Причём зал разделился на три команды, играющие, впрочем, в одни ворота: детишки, молодые учителя и их коллеги-ветераны, и тут даже не поставишь условной границы. Как выяснилось из разговора с Людмилой, многие из учеников возвращаются в здание своей родной школы, но не только за воспоминаниями, а для работы, для передачи эстафеты. На данный момент из 49 сотрудников 29 — это выпускники. Больше половины — признаюсь, я такого показателя ещё не встречал, и он о многом говорит.

Дети подготовили ряд небольших выступлений, в которых нарисовали историю школы. Основана в 1935 году как школа для детей металлургов и шахтёров, уже в 1940-х годах была отдана под госпиталь, о чем очень ярко рассказано в сцене, где дети помогают «водой, бинтами и добротой» раненым солдатам Красной Армии. Но здесь нет лишнего пафоса, нет лозунгов — только чистота сердца и чувство долга. У меня сложилось впечатление, что здесь с самых малых лет учат тому, что патриотизм — это не размахивать флагом, чтобы соседи видели, а нечто гораздо более сложное: помогать родителям, поднять мусор с улицы и выбросить его в урну, дать копейку нуждающемуся, поделиться с коллегой булочкой. И это глубоко трогает.

Спустя много лет война вернулась в этот край. Червоногвардейка многократно оказывалась под обстрелами, сама школа также не раз подвергалась им.
«Большое попадание было в январе шестнадцатого года, потом и другие, и у нас послетали стекла, слава богу, все остались живы. Здесь было 500 детей , но мы их вывели в подвальное помещение, так что мы сидели и ждали, пока родители их разберут», — вспоминает Харченко.

Из истории школы, представленной молодыми актёрами, я узнал, что инновационность всегда была здесь чем-то естественным, но если кто-то думает, что политика развития превратится в «зону искусственного интеллекта», тот сильно ошибается.
«Если честно, когда мы вернулись после дистанционного обучения, я думаю, все с этим столкнулись, дети были несколько потеряны. Мы их потом два года в чувства приводили, потому что дистанционное обучение — это не та форма, по которой должны учиться дети; для меня важно смотреть глаза в глаза, слушать учителя, запоминать, что он говорит. И наоборот — нужно слушать детей. Когда мы вернулись к очному обучению, они без телефонов, без гаджетов вообще не могут существовать, и это плохо, потому что не развивается память, на мой взгляд», — сказала она.
Напротив школы стоит Обелиск в честь двадцатилетия Победы, его восстановили к 9 мая этого года. Само здание после вступления в состав РФ вошло в список школ, которым предстоит капитальный ремонт, а с ним — новые возможности, но я уверен, что уникальная атмосфера сохранится. Через десять лет школа будет праздновать своё 100-летие, уже в новых, отреставрированных стенах, в новом актовом зале, но со всеми своими самыми лучшими традициями — это символично не только для неё, но и для всего Донбасса.
Давид Худжец



















































